Британский художник Луис Уэйн известен всему миру по своим картинам с изображением кошек, в которых исследователи видят отражение его прогрессировавшего безумия.
Луис Уильям Уэйн родился в Лондоне в 1860 году в семье торговца тканями и текстилем. Он был старшим ребенком и единственным братом пяти своих сестер. Талант к рисованию открылся в нем довольно рано, и Уэйн без труда окончил лондонскую школу искусств и начал преподавать в ней. В возрасте 20 лет, после смерти отца, чтобы поддержать мать и сестер, Уэйн решил бросить преподавание и рисовать на заказ — заниматься тем, что сейчас называется «фриланс». В то время он был популярен как автор деревенских сценок и домов.
Откуда же взялись кошки? История их появления в жизни художника довольно трагична. В 23 года он женился на Эмили, гувернантке своих сестер, и переехал к ней в пригород Лондона. Молодая супруга была старше Луиса на 10 лет, что в те время расценивалось крайне отрицательно, и в довершение несчастий вскоре заболела раком и умерла через три года после свадьбы. Во время болезни её дни скрашивал домашний любимец — черно-белый кот Питер (названный, кстати, в честь Петра I). Было только естественно, что Уэйн начал делать зарисовки с котом в разных позах и видах. После смерти Эмили эти рисунки стали для художника памятью о ней.
Первые коты Уэйна были опубликованы в 1886 году: тогда они еще стояли на четырех лапах и не носили одежды. Впоследствии животные на рисунках становились всё более и более антропоморфными, а сами рисунки часто оказывались карикатурами на человеческое поведение.
Хотя рисунки Уэйна были крайне популярны, сам он так и не стал богат: врожденная честность и отсутствие предпринимательского чутья сыграли в этом не меньшую роль, чем необходимость заботиться о сестрах и матери. Несмотря на это, художник участвовал в благотворительной деятельности и состоял в нескольких благотворительных обществах.
В 1924 году из-за агрессии и опасного поведения Уэйна впервые помещают в психиатрическую лечебницу. Через год, после вмешательства премьер-министра Великобритании его переводят в более хорошие условия в Бетлемскую королевскую больницу (подарившую нам слово «бедлам» и вообще печально известную), а еще чуть позже — в клинику Нэпсбери. В саду этой клиники была популяция кошек, что примирило художника с условиями своего существования. Он снова начал рисовать, и рисовал (чаще всего, конечно, кошек) до конца своей жизни — правда, с годами рисунки становились всё более и более абстрактными.
Эту серию из шести картин Уэйна часто помещают в учебники как иллюстрацию к изменению сознания во время шизофрении, хотя последовательность их создания неизвестна, а некоторый ученые вообще считают, что Уэйн страдал не от шизофрении, а от синдрома Аспергера.
Как бы там ни было, гений Уэйна подарил миру множество кошек, которым нет равных. Как говорил Герберт Уэллс:
«Он превратил себя в кота. Он изобрёл кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна».