Воскресная школа Троицкого Собора г. Подольска


За девятилетний период своего существования воскресная школа Троицкого Собора г. Подольска накопила существенный опыт в воспитании подрастающего поколения. Выполняя функции церковно-приходской школы, расположенной в самом крупном городе Подмосковья, церковно-образовательное учреждение по своим масштабам выходит за рамки его общепринятого понимания и представляет собой своеобразный религиозно-образовательный центр. Статистические данные говорят о том, что на территории Подольска молодёжь составляет 1/3 от общего городского населения, поэтому становится понятным, что, несмотря на внушительное число учащихся школы (свыше 200 человек), удовлетворить городскую потребность в религиозно-просветительских мероприятиях довольно трудно. Но и в этих условиях администрация школы изыскивает различные методы взаимодействия с Управлением Образования города, благодаря которым можно добиться ощутимых результатов по проведению катехизаторских мероприятий.

Преподавательский корпус Подольской школы насчитывает 18 человек, из них семеро — в священном сане. Трое из священнослужителей имеют среднее богословское образование, Ректор воскресной школы протоиерей Александр Ганаба — высшее. Преподаватели из мирян имеют высшее музыкальное, искусствоведческое и педагогическое образование. Количество учеников школы и семилетний срок обучения говорят о необходимости чёткой организации и неослабевающего контроля над педагогическим процессом. С этой целью из года в год складывалась система управления школой, которая на сегодняшний день имеет следующую структуру.

Управление школой целиком сосредоточено в руках Ректора школы. Четверо ближайших помощников отвечают каждый за свой участок. Так, в компетенцию Проректора по воспитательной работе входит подготовка материалов для педагогических совещаний, непосредственные контакты с классными руководителями, с родительским комитетом, паломническим и воспитательским отделами. Завуч школы составляет учебное расписание и расписания экзаменов, следит за ведением классного журнала, посещаемостью учащихся и своевременным выставлением оценок. Проректор по общим вопросам следит за своевременным проведением тех или иных мероприятий, включая внеклассные. Два школьных воспитателя наблюдают за дисциплиной учеников, прививая им правила поведения христианина. Председатель родительского комитета, в случае необходимости, может связаться с родителями учащегося и выяснить необходимые вопросы. В обязанности методиста школы входит составление учебных программ и контроль за их реализацией в каждом классе. Учебные программы составляют преподаватели-предметники, которые, руководствуясь уже имеющимися наработками, добавляют необходимые элементы и совершенствуют свои учебные программы под контролем методиста.

Образцовой школьной программой можно считать разработку по Закону Божьему для подготовительной группы (составитель — О.В.Ганаба). Отличительной особенностью данной программы является подробное описание урока, указание необходимых аллегорий и сравнений, при помощи которых ребёнку становятся доступными темы догматического характера. Темы о Церкви, о молитве, о таинствах не должны быть скучными, их нужно разнообразить творческим, игровым элементом. Одновременно с этим урок не должен восприниматься как сценическое действо, — понятия «учитель», «ученик», «задание» должны быть ощутимы на протяжении 30 минут, отведённых под урок Закона Божьего в подготовительной группе. В достижении гармоничной комбинации этих элементов и проявляется совершенство преподавательского искусства.

В начале учебного года за каждым классом закрепляется классный руководитель, в обязанности которого входит совокупность вопросов, связанных с личной, общественной, церковно-литургической и прочими сторонами жизни класса в целом и каждого ученика в отдельности. В общей сложности за учебный год проходит около шести педагогических совещаний, посвящённых готовности школы к приёму детей нового набора, проведению выпускного дня, организации праздников и прочих текущих вопросов.

Учебный год в школе начинается собеседованием, которое проводится приёмной комиссией на основании заполненной анкеты. С этого момента ребёнок и родители активно вовлекаются в жизнь воскресной школы, включающую в себя участие в богослужении, пение в церковном хоре, участие в праздниках, чаепитиях и уборке помещений. Совместная молитва и труд, общение со сверстниками, и, конечно, изучение Священного Писания и прочих религиозных дисциплин делают жизнь школы интересной, насыщенной и многогранной. Церковные предметы, которые входят в обязательную учебную программу школы, довольно разнообразны. С подготовительной группы по 3 класс дети изучают Закон Божий и пение. Помимо того, в 3 классе дети знакомятся с Житиями святых (агиография). Начиная с 4 класса, Закон Божий сменяется изучением экзегетических дисциплин, добавляются литургика и церковно-славянский язык. В 5 классе вводятся уроки Ветхого Завета и церковного искусства. Учащиеся седьмого класса изучают Историю Церкви, Катехизис, Ветхий и Новый Завет. В целях выработки у учащихся навыков осмысленного чтения богослужебных текстов в школе проводится практикум по церковно-славянскому языку. Для этого в воскресный день преподаватель назначает несколько человек на каждый день последующей недели для чтения молитв за вечерним богослужением. Также традиционно по четвергам за вечерним богослужением поёт детский хор. Всё это позволяет максимально насытить школьную жизнь богослужебным элементом, реально задействовать учащихся в системе православного богослужения и через это сформировать у них отношение к церковной службе как неотъемлемой мистической части жизни христианина. Организация паломничеств к святым местам также входит в обязательные мероприятия педагогического процесса.

Воспитание детей напрямую связано с внутрисемейными отношениями, традициями и представлениями. Поэтому, в целях формирования в семье теологического мировоззрения, для родителей учеников воскресной школы организован лекторий «Основы Православия», призванный познакомить родителей с вопросами православного вероучения применительно к психологии взрослого человека.

Что касается других приходов Подольского округа, то за время своего существования школа Троицкого Собора оказалась способной поделиться опытом с прилегающими приходами Подольского округа, и взяла на себя посильные труды по подготовке кадров религиозно-воспитательного профиля для окружных приходских общин. Для этого на базе воскресной школы были созданы годичные курсы катехизаторов, по окончании которых выпускники курса направляются на приходы для организации церковно-приходских школ по местам. В число обязательных приёмных документов входит рекомендация настоятеля прихода. Это позволяет избежать попадания в группу случайных, невоцерковлённых людей. По окончании курса выпускник распределяется для организации приходской школы там, откуда был рекомендован, и на месте осуществляет налаживание педагогического процесса в приходе, используя знания, полученные им во время курсового обучения. В программу трёхчасового учебного дня (суббота) входят лекторий «Основы Православия», «Педагогическая психология» и профилирующий предмет «Организация церковно-приходской школы».

Налаживание контактов с городским Управлением Образования в ближайшим будущем позволит ввести в систему городского образования факультатив «Основы Православной Культуры», программа которого в настоящее время находится в стадии доработки и адаптации к муниципальным образовательным учреждениям города. Факультатив призван познакомить учащихся с историей христианства и Православия, показать знаменательные и судьбоносные события в истории Русской Церкви, её связь с государственной жизнью. На проходившей в январе Подольской Образовательной конференции один из докладов был посвящён введению этого факультатива в систему образования. Подольская воскресная школа уже получила заявки от прилежащих городов по введению факультативной дисциплины. В настоящее время идёт активный диалог между Управлением Образования и администрацией воскресной школы по подготовке летних курсов по повышению квалификации для перспективных преподавателей из числа школьных учителей. Подпись Начальника Управления Образования в удостоверении о прохождении курса повышения квалификации предоставит им право беспрепятственного преподавания факультатива «Основы Православной Культуры» в учебных заведениях города и района.

иеромонах Димитрий (Новосельцев)