Научно-методический центр православной педагогики


В последнее десятилетие государство, стремясь к деидеологизации общественной жизни, но оставляя за собой основное школьное образование, практически сложило с себя обязанность заниматься воспитанием подрастающего поколения. Однако ребенок или подросток не может перестать воспитываться, он просто находит себе других воспитателей. В условиях захлестнувшей Россию волны массовой культуры, формирующей культ насилия, сексуальной вседозволенности, безответственности, равнодушия и социальной апатии, необычайно возросли подростковая и детская преступность, беспризорность, наркомания, алкоголизм, уход в тоталитарные секты.

Русская Православная Церковь располагает весьма обширной сетью воскресных школ по всей стране, которые, являясь фактически учреждениями дополнительного образования, охватывают своей работой десятки тысяч детей в возрасте от 4-х до 13-ти лет. В этой области Церковью накоплен немалый опыт. Однако присутствие и обучение в воскресных школах подростков 14-16 лет скорее исключение, чем правило. Это связано с тем, что традиционные формы и методы воспитательной работы воскресных школ (за исключением творческих мастерских) практически не приемлемы в работе с подростками данной возрастной группы и не воспринимаются ими. В результате такие подростки остаются не охваченными церковной системой дополнительного образования, становятся равнодушными и безучастными и, как следствие, нередко уходят из Церкви.

В поисках путей решения вышеуказанной проблемы Церковь благословила создание Научно-методического центра православной педагогики, который одну из своих основных задач видит в проведении образовательной и воспитательной работы с подростками, а также в разработке нетрадиционных методик воспитания. Будучи некоммерческим объединением добровольных участников, существующим на пожертвования, Центр занимается разработкой и внедрением методов и форм воспитания и духовного руководства.

В настоящее время в работе Центра развиваются следующие направления:

  • Отработка педагогических технологий, форм и методов работы с православной учащейся молодежью в сфере дополнительного образования детей.
  • Разработка авторских учебно-методических пособий для православно ориентированных образовательных учреждений различного типа.
  • Организация социологических исследований по вопросам духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания учащихся.
  • Организация взаимодействия с православными общественными организациями педагогической направленности.
  • Создание каналов для распространения информации педагогического содержания.
  • Организационно-управленческая поддержка авторских образовательных программ и работа по материально-техническому обеспечению центра.

Остановимся на каждом из направлений деятельности Центра подробнее.

Разработка педагогических технологий, форм и методов работы с православной учащейся молодежью. В настоящее время это наиболее активное направление работы Центра.

В качестве приоритетных здесь приняты следующие виды деятельности:

  • организация тематических сборов православной учащейся молодежи «Град Китеж»;
  • проведение смотров творческих работ и конференций учащихся православных образовательных учреждений;
  • исследование возможностей применения в работе с православными учащимися метода проектов.

Целями проведения тематических сборов являются объединение учащихся и педагогов православных учебных заведений, выработка форм и методов учебных и воспитательных работ с православными подростками, формирование у подростков умений и навыков самостоятельной проектно-программной деятельности и организационной работы. В 1999-2000 годах были проведены десятидневный летний, однодневный осенний и трехдневный зимний тематические сборы учащихся московских православных образовательных учреждений. Важно отметить, что тематический сбор «Град Китеж. Зима-2000» был подготовлен уже преимущественно силами самих подростков, под духовным окормлением иерея Максима Первозванского и при незначительной организационной поддержке взрослых. Проектированию зимнего сбора был специально посвящен однодневный сбор, проведенный осенью 1999 года. Сам зимний сбор проходил в Москве с 3 по 5 января 2000 года, в нем участвовали 40 учащихся 9-11 классов и 10 преподавателей православных школ Москвы и Подмосковья. Темы сбора были такие:

  • Церковь на пороге третьего тысячелетия. Отношения между миром и Православием в ближайшие 10-15 лет.
  • Как православному молодому человеку жить в современном неправославном мире: Семья. Профессия. Государство.
  • «Град Китеж» как способ объединения православной молодежи, планы и перспективы. Проектирование летнего сбора «Град Китеж».

Обсуждению каждой из тем был посвящен отдельный день, причем в каждый из них сбор проходил в новом месте. Открытие сбора и первый день работы происходили в Новоспасском монастыре. Здесь для участников сбора помимо тематических заседаний была подготовлена интересная культурная программа. Они подробно познакомились с монастырем, посетили иконописную мастерскую, просфорню, усыпальницу Романовых. Вечером был показан спектакль по драме А.Толстого «Царь Феодор Иоаннович».

Второй день проходил в православной классической гимназии «Ясенево». После беседы со взрослыми, поделившимися опытом семейной и профессиональной жизни, участники сбора разделились на группы, обсуждавшие темы «Семья», «Профессия», «Государство». Результаты обсуждения (выводы и неразрешенные вопросы) каждая группа вынесла на тематический вечер, где были расставлены акценты и предложены решения основных проблем. Вечером состоялось чаепитие, на котором подвели предварительный итог прошедших двух дней.

Третий день сбора проходил в Академии славянской культуры (АСК). Утром участники сбора обсудили результаты, достигнутые в ходе реализации программы сборов «Град Китеж». Они отметили, что до начала проекта «Град Китеж» не было почти никаких контактов между православными школами. Более того, даже внутри школ редко случаются обсуждения важных для молодежи вопросов. Как правило, намного больше внимания отдается изучению конкретных предметов, а на решение вопросов, которые возникают во время становления человеческой личности и выбора жизненного пути, просто не остается сил и времени. Такая ситуация подтверждает необходимость проведения мероприятий, подобных сборам «Град Китеж». Актуальность проведения таких сборов, дискуссий, круглых столов вызвана и тем, что раньше люди жили и понимали Истину исходя из традиций, исторического и духовного опыта, а теперь, когда традиции если и существуют, то в довольно жалком виде, приходится заполнять пробелы в осознании Истины, возникшие в связи с историческими событиями прошедшего столетия.

Днем состоялось знакомство с Академией славянской культуры. Несколько старших сотрудников рассказали о жизни начальных классов, средней школы и студенчества, о факультетах и направлениях деятельности Академии. Участники сбора посетили домовый храм Академии, расписанный самими ее учащимися, иконописную мастерскую, небольшой музей, где представлены быт и культура славян.

На тематическом вечере «китежане» обсуждали перспективы проведения летнего сбора православной учащейся молодежи. Все ребята и почти все взрослые разделились на 7-8 групп по 4-5 человек и таким образом готовили свои проекты летнего сбора. Когда все проекты были заслушаны, выяснилось, что очень многие считают необходимым провести сбор на озере Светлый Яр (там, согласно легенде, находился град Китеж). Неожиданно для всех был вынесен проект от АСК, где в качестве места проведения сбора предлагался Новгород. Вообще форм проведения было предложено множество: походы по разным местам, православные лагеря и т.д. Окончательное решение о месте, времени и форме проведения сбора должно быть принято Оргкомитетом, сформированным из членов НМЦ ПП и всех желающих участников прошедших сборов. Последний день сбора закончился благодарственным молебном в храме Академии.

В целом, сбор, по мнению его участников, прошел более продуктивно, чем летний. Несколько подростков — участников сбора — составили отчеты, в которых подробно и увлекательно описали свои впечатления и подвели итоги проведения сбора.

Вторым важным направлением выработки форм и методов работы с православной учащейся молодежью является проведение смотров творческих работ и конференций подростков. В этом году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при поддержке епископа Орехово-Зуевского Алексия, проводится общероссийский смотр творческих работ и конференция учащихся православных образовательных учреждений «Юношество России: Православие. Образование. Наука». Организаторами смотра и конференции являются Научно-методический центр православной педагогики, Совет директоров православных учебных заведений, школа-пансион «Плесково». Основная цель смотра и конференции — активизировать учебно-практическую и научно-исследовательскую деятельность православных учащихся. Данный проект реализуется в два этапа: заочный смотр творческих работ учащихся и очная конференция, которая должна состояться в сентябре 2000 года. Номинации смотра и конференции таковы:

  • Исследовательские работы в области гуманитарных наук: Закон Божий, история, археология, краеведение; педагогика, психология; хозяйствование, предпринимательство, экономика; технология; юриспруденция и право; лингвистика: русский, церковно-славянский, греческий, английский языки, латынь; литературоведение; искусствоведение; философия.
  • Исследовательские работы в области естественных наук: биология; химия; медицина; география; математика; физика и астрономия; экология.

В конкурсную комиссию первого смотра поступило 15 творческих работ. Это, конечно, не много. Вместе с тем, качество и глубина проработанности в них вопросов и тем вселяет уверенность в том, что у конкурса большое и интересное будущее. В настоящее время работы учащихся находятся на рассмотрении экспертов. По итогам конкурса осенью текущего года состоится конференция, на которой авторы очно представят свои работы. В качестве поощрения ряд участников будут приглашены на мероприятия Центра православной педагогики, получат дипломы и ценные подарки. Хотя самое важное ребята уже обрели — новые знания, умения и навыки научно-исследовательской работы, способность рассматривать происходящее и явления с православной точки зрения.

Интересной и перспективной представляется работа по подготовке и реализации учащимися старших классов самостоятельных проектов. Так, к примеру, старшеклассники школы-пансиона «Плесково» подготовили предпринимательский проект «Творческий центр «Град Китеж»». Проект предполагает реализацию следующих направлений:

  • организация экскурсионных и паломнических поездок учащейся молодежи по историческим местам России;
  • участие в подготовке, издании и распространении газеты для подростков «Китеж-Град»;
  • организация творческих образовательных встреч и сборов учащейся молодежи «Град Китеж» в Москве и ближнем Подмосковье, в регионах Российской Федерации;
  • участие в разработке учебно-методических пособий по духовно-нравственному воспитанию и культурно-историческому образованию подростков и молодежи.

Кроме того, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Научно-методический центр православной педагогики и учащиеся православных классических гимназий «Ясенево», «Крылатское», школы-пансиона «Плесково», православной гимназии во имя Константина Богородского г. Ногинска подготовили и реализуют проект «Юношеская православная газета». Уже выпущены в свет первые номера издания.

Многие подростки через участие в разработке и реализации проектов включились в реальную проектно-практическую деятельность по формированию новых источников ресурсов разного типа или нетрадиционному, более оптимальному использованию имеющихся ресурсов, — то есть, собственно, в предпринимательскую деятельность. Именно этой деятельности уделяется особое внимание с декабря 1999 года. Появились и первые практические результаты предпринимательской подготовки.

Так, учащийся 9-го класса школы-пансиона «Плесково» Александр Облог в рамках разработки проекта «Центр экскурсионных и паломнических поездок» спроектировал и осуществил экскурсию по Новоспасскому монастырю для всех участников зимнего сбора «Град Китеж. Зима-2000».

Группа учащихся школы-пансиона «Плесково» сумела подготовить и провести зимний сбор православной учащейся молодежи «Град Китеж. Зима-2000». При этом сбор накануне проведения был перенесен из ближнего Подмосковья в Москву, и ребята смогли своевременно изменить формат мероприятия, переработать всю программу сбора и все-таки провести его на высоком содержательном и организационном уровне. Интересно, что схема подготовки и проведения сбора, осуществленная ребятами, позволила привлечь необходимую сумму финансовых средств (около 7000 рублей) и сделать мероприятие рентабельным и с финансовой точки зрения. А уж с точки зрения предпринимательской, сбор получился, безусловно, высокоприбыльным делом. Ведь в качестве прибыли подростки получили и новые знания, умения, навыки организационного и проектировочного свойства, и новые ресурсы для реализации предпринимательских начинаний — как в виде дополнительных деловых контактов, так и в понимании того, что с Божией помощью они могут самостоятельно разрабатывать и осуществлять довольно сложные проекты. Важно отметить, что все работы по подготовке и проведению сбора осуществлялись на основе самостоятельного проектирования ребятами предстоящих событий.

Еще один итог реализации программы предпринимательской подготовки учащихся, реализуемой в «Плесково», — юношеская православная газета «Китеж-град» — уже хорошо знакома в Москве и за ее пределами. Выпущено четыре номера издания общим тиражом около шести тысяч экземпляров. Газета рентабельна. Отметим, что в подготовке и выпуске издания ребятам пока помогают взрослые. С их участием осуществляется верстка газеты, корректорская читка. Главным редактором также является взрослый — священник Максим Первозванский. Это и понятно: ведь тираж газеты достаточно высок, распространяется она по всей стране, издание благословил сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и степень ответственности для ребят слишком высока.

Все названные выше проекты осуществляются в настоящее время на постоянной основе, носят регулярный характер, технологизированы и могут транслироваться в другие образовательные учреждения и территории Российской Федерации. Мы готовы поделиться всем своим небольшим опытом осуществления этой работы.

Таким образом, подводя предварительные итоги эксперимента по предпринимательской подготовке учащихся православно ориентированного образовательного учреждения, можно сделать вывод о достаточно высокой эффективности этой работы. Даже на этапе эксперимента, когда у организаторов предпринимательской подготовки больше вопросов, нежели ответов на вопрос, как осуществлять эту работу в условиях специализированных образовательных учреждений, удалось сделать больше, чем обычно удается достичь, работая с учащимися светских образовательных учреждений. На наш взгляд, особенно важно то, что практически не использовалось материальное, финансовое стимулирование деятельности подростков. При этом все предпринимательские проекты, осуществляемые ими, во-первых, социально значимые, а во-вторых, — высокоприбыльные, если оценивать их не рублем, а по иным, действительно предпринимательским, показателям прибыльности.

По нашему мнению, представляется целесообразным шире использовать опыт системы дополнительного образования детей и развивать практику подготовки и реализации православными подростками предпринимательских проектов, прежде всего — предпринимательских проектов социальной направленности, предпринимательских начинаний — как формы служения Отечеству. Стоит изучить возможность и целесообразность участия коллективов православных учащихся в Московском конкурсе предпринимательских проектов учащейся и студенческой молодежи, либо организовать самостоятельный конкурс, в котором принимали бы участие православные учащиеся и студенты.

Разработка авторских учебно-методических пособий для православно ориентированных образовательных учреждений. Цели данной деятельности таковы:

  • обеспечить православную педагогическую общественность дополнительными учебно-методическими пособиями, прежде всего, по Закону Божию, а также по вопросам дополнительного образования учащихся;
  • содействовать формированию творческих коллективов специалистов по различным учебным предметам, способных к разработке и созданию учебных программ, учебно-методических пособий, учебников.

Сейчас специалисты Центра проводят анализ программ, по которым в различных образовательных учреждениях осуществляется преподавание Закона Божия. Творческой группой под руководством иерея Максима Первозванского готовится к изданию учебное пособие по этому предмету для начальной школы. Тиражом 3000 экземпляров изданы и распространяются прописи по церковно-славянскому языку (автор-составитель Е.В.Макарова).

Издано учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации педагогов по основам подготовки подростков к хозяйственной и предпринимательской деятельности (с учетом отечественных культурно-исторических и этно-конфессиональных особенностей).

Важным направлением деятельности Центра является изучение реального состояния православного образования в стране. В рамках этого направления работы целями Центра являются:

  • анализ состояния православного образования, преподавания отдельных предметов;
  • исследование отношения молодежи к религии;
  • изучение общественного мнения по различным аспектам православного образования;
  • подготовка рекомендаций работникам образовательных учреждений.

Силами сотрудников и актива Центра православной педагогики были подготовлены и проведены два социологических исследования: «Отношение к религии учащихся профессиональных учебных заведений» (май 1999 года, участники профильной смены в Государственном оздоровительно-образовательном центре «Рабочая смена», пос. Сукко, Анапского района Краснодарского края) и анкетирование православных подростков — участников летнего сбора «Град Китеж — 99».

Проведенные социологические исследования носят предварительный характер. Вместе с тем, полученные данные приводят к пониманию необходимости подготовки и проведения углубленного исследования состояния духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи в России.

Взаимодействие с православными общественными организациями педагогической направленности. Из конкретных результатов работы по данному направлению можно отметить активное участие Центра в конференции «ХХI век — эпоха духовного просвещения» (октябрь 1999 г.), подготовленной обществом «Наследники Александра Невского». Центру также удалось принять участие в общероссийской научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в России: проблемы и перспективы развития в XXI веке», проходившей в ноябре 1999 г. На конференции выступили священники Сергий Рыбаков и Максим Первозванский. Целому ряду обсуждавшихся проблем удалось придать православное звучание.

Центр вошел в состав инициативной группы по созданию Союза православных педагогов, где сотрудники Центра курируют тему развития форм дополнительного образования детей.

Для создания каналов распространения информации о развитии православной педагогики в НМЦ ПП проводится работа по нескольким направлениям:

  • выпуск «Юношеской православной газеты» и информационного бюллетеня «Православная педагогика»;
  • обеспечение Центра электронной почтой и доступом к сети Интернет;
  • участие в основных общероссийских конференциях, семинарах, совещаниях, а также в работе Совета директоров православных учебных заведений.

Организационно-управленческая поддержка авторских образовательных программ и работа по материально-техническому обеспечению центра. Научно-методический центр православной педагогики стремится оказывать посильную помощь в проработке и осуществлении авторских образовательных программ работы с православными подростками. Так, на Светлой седмице этого года силами Центра под руководством С.В.Харлова проведен фестиваль школьных театральных коллективов «Град Китеж приглашает».

В плане материально-технического обеспечения Центра на сегодняшний день созданы минимальные необходимые условия для работы. По благословению епископа Орехово-Зуевского Алексия, для центра выделено помещение в Новоспасском монастыре. В центре установлен современный компьютер с программным обеспечением, позволяющим вести допечатную подготовку изданий, создавать информационные базы данных, устанавливать и поддерживать электронную связь.

К настоящему времени Научно-методический центр православной педагогики не имеет формального юридического статуса, но активно работает в течение полутора лет. Центр занят реализацией образовательных программ и, благодаря заступничеству небесного покровителя всех учащих и учащихся — св.прп. Сергия Радонежского, добился в этом первых скромных успехов. Работа Центра отмечена благодарственным письмом Федерации Независимых Профсоюзов России.

В планах центра на 2000 — 2001 гг. — разработка следующих новых направлений деятельности:

  • масштабное исследование практики преподавания в православно ориентированных образовательных учреждениях Москвы и регионов России Закона Божия, истории, биологии;
  • обобщение имеющегося опыта и подготовка учебных планов и программ, учебно-методических пособий и методических рекомендаций по преподаванию обозначенных предметов для педагогов;
  • участие в Рождественских чтениях 2001 года;
  • государственная регистрация газеты «Китеж-град» и бюллетеня «Православная педагогика»;
  • подготовка и проведение летнего сбора православной учащейся молодежи (Кенозерье, Анапа и др.), другие интересные дела.

Если говорить о более длительной перспективе, то представляется, что в течение ближайших пяти лет, если будет на то воля Божия, Научно-методический центр православной педагогики, развивая обозначенные направления деятельности, мог бы:

  • пройти необходимую юридическую регистрацию, получить аккредитацию и наладить постоянно действующие курсы подготовки и переподготовки православных педагогических работников по различным аспектам современной педагогической науки и практики;
  • поддерживать создание и оказывать научно-методическую помощь деятельности нескольких центров, в том числе православного молодежного культурного центра; православного центра предпринимательской подготовки и т. п.;
  • формировать сеть филиалов Центра в регионах (епархиях);
  • создать и активно вести сайт «Православная педагогика» в сети Интернет.

Научно-методический центр православной педагогики — молодая, но динамично развивающаяся «структура». Мы просим ваших святых молитв и приглашаем всех желающих принять участие в реализации программ Центра.

Наши координаты:

Адрес: Москва, Крестьянская пл., 10, Новоспасский монастырь (метро «Пролетарская» или «Крестьянская застава»).
Тел.: (095) 276-69-21 (духовник центра — иерей Максим Первозванский; руководитель — Парамонов Александр Иванович; ответственный секретарь — Парамонова Елена Константиновна; выпускающий редактор газеты «Китеж-град» — Зырянова Наталия Владимировна);
Тел./факс: (095) 219-80-08 (Парамонов А.И., Парамонова Е.К., с 18.00 до 21.00).