Православное богословское образование в России


Христианство во всем мире переживает серьезный кризис. Может быть, правильнее сказать, что этот кризис продолжается и развивается из тех проблем и нестроений, которые мы получили в наследство от предыдущих поколений. Природа этого кризиса в своей сущности везде одна и та же, хотя в каждой стране и в каждой Церкви она имеет свое собственное лицо, свои особенности и часто трагические обстоятельства.

Задачи богословского образования в России имеют особенности, которые определяются последствиями длительного небывалого в истории по масштабу геноцида, пережитого русским народом вместе с другими народами России и Русской Православной Церковью. Вместе с десятками миллионов людей было уничтожено духовное преемство и в значительной степени ѕ культура. Попытки формирования «нового человека коммунистической эпохи» привели к тому, что современные люди в России стали мыслить иными понятиями, чем их предки, они потеряли общий язык с предшествующими поколениями. Им стали непонятны и чужды многовековая русская культура, уникальное духовное наследие России.

Современный человек, открывая для себя духовные сокровища русской истории, естественно, не способен сразу воспринять их органично, понять их природу и правильно оценить их. Это требует подвига, и, если человек не готов к нему, то происходит новый отказ, еще большее отторжение духовной жизни и трагическая деградация личности, отвергнувшей свою духовную природу и избравшей чечевичную похлебку (Быт. 25, 34).

Другой неблагоприятный вариант восприятия открывшихся духовных возможностей напоминает колонизатора, стремящегося скорее утилизировать обнаруженные ценности и пренебрегающего культурой и опытом аборигенов. Такая психология оказывается благоприятной почвой для всевозможных сектантских и фундаменталистских учений, для оккультизма, колдовства и магии.

В настоящее время все понимают, что в России единственным организмом, выдержавшим трагедию ХХ века, является Церковь. И, хотя Церковь тоже потеряла очень много не только материальных, но и духовных богатств, народ все чаще обращает свой взор именно к ней.

Как Церковь может ответить ему? Воскресные школы, православные детские сады, православные гимназии, епархиальные училища и, наконец, православные институты, дающие высшее образование, ѕ вот поле нашей образовательной деятельности в России. Можно выделить два направления в этом процессе.

Первое имеет свое начало и рождение в инициативе «сверху» ѕ в стремлении епископов создать епархиальные духовные училища, если возможно ѕ семинарии. Епархиальные училища и семинарии курируются своими епископами и Учебным Комитетом при Священном Синоде, получают какую-то финансовую поддержку от Церкви и готовят в основном целенаправленно кадры для церковного клира, кандидатов в священный сан, певчих, чтецов. Две Духовные Академии ѕ Московская, Санкт-Петербургская и три Духовные Семинарии ѕ Московская, Санкт-Петербургская и Одесская, устоявшие в период хрущевских гонений, являются ведущими учебными заведениями, в фарватере которых идут вновь родившиеся и все время возникающие новые духовные учебные заведения. Из них следует назвать Тобольскую Духовную Семинарию, Ставропольскую Духовную Семинарию, Смоленскую Духовную Семинарию, Костромское Духовное училище, Киевскую и Минскую Духовные Семинарии.

Второе направление начинается инициативой «снизу», в церковных общинах, братствах, сестричествах. Здесь организуются православные детские сады, гимназии, воскресные школы, курсы и даже институты. Они в основном регистрируются и наблюдаются Отделом по религиозному образованию и катехизации Священного Синода, но не имеют никакого церковного финансирования на уровне более высоком, чем приходской. Из православных высших учебных заведений второго типа нужно назвать Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Российский Православный университет св. апостола Иоанна Богослова, Волгоградский (Царицынский) Православный университет, Московскую Высшую православно-христианскую школу святителя Филарета Московского, Богословский факультет в Минске и ряд других начинаний.

Если первое направление тяготеет к более традиционным формам и программам, то второе несколько более свободно и открыто для эксперимента. Конечно, это разделение на два направления весьма условно, т.к. если при своем возникновении учреждения второго направления вызывали некоторое недоверие и подозрения у высшей церковной власти, то время довольно быстро апробирует все начинания, и постепенно происходит церковная рецепция их или отторжение. Епископы ищут опору в энергии церковных общин, а инициатива приходов требует архиерейского благословения и поддержки.

Общими для всех духовных учебных заведений являются проблемы педагогических кадров, учебных пособий, существенные финансовые трудности и недостаток необходимых помещений.

Что касается учебных планов, программ и пособий, то все это находится в стадии интенсивной разработки и поиска, т.к. традиционная учебная литература в основном чрезвычайно устарела и мало пригодна для преподавания сегодня. В связи с этим особенно важно для нас поставить высшее богословское образование, которое будет давать православным, а потом и государственным учреждениям необходимых православных педагогов и специалистов, а также основной учебный материал.

Протоиерей Владимир Воробьев