Миссионерские поездки храма св. благоверного Царевича Димитрия


С 1997 года ежегодно молодые прихожане храма св. благоверного Царевича Димитрия во главе со священниками совершают миссионерские поездки в отдельные регионы России. При разработке маршрутов выбираются те места, где в радиусе десятков и сотен километров нет храмов, и люди в течение многих лет не имеют возможности приобщиться к Церкви. За эти годы было совершено 8 поездок в Кировскую, Вологодскую, Свердловскую, Архангельскую области и Хабаровский край. По принципу организации и проведения эти поездки отличались друг от друга.

Первая поездка состоялась летом 1997 года. Это был байдарочный поход по реке Юг Вятской области. Предварительно мы получили благословение Святейшего Патриарха Алексия и архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа на проведение в его епархии миссионерской работы. Мы взяли с собой переносной престол, жертвенник и антиминс для служения Божественной литургии. Владыка Хрисанф встретил нас с большой любовью и лично благословил каждого участника этой поездки.

Этот поход был одним из самых тяжелых: группа состояла из 24 человек, жить приходилось в палатках, служить в спортивных залах школ, разрушенных и поруганных храмах. Наш день начинался рано утром и кончался поздно вечером, много сил уходило на установку и сборку палаточного лагеря, днем мы гребли в байдарках, а вечером готовились к богослужению.

Поездка проходила следующим образом: выбрав вдоль реки несколько сел, мы в каждом, по очереди, останавливались на два-три дня, так как вся поездка занимала около двух недель. За такие короткие промежутки времени было трудно наладить контакт с местным населением, и максимум, что мы могли сделать — это провести крещение желающих и послужить литургию, за которой новопросвещенные первый раз причащались. Катехизация ограничивалась краткой беседой непосредственно перед крещением, подробной исповедью и проповедью во время богослужения.

Самым ярким впечатлением от этой поездки стало посещение села Утманово. Все места предполагаемых остановок находились на правом берегу, но вот река поворачивает, и мы видим слева большое село, а в центре — величественный двухэтажный шестипрестольный храм, сравнимый по размерам с собором Донского монастыря. Невозможно было удержаться и не сделать внеплановую остановку, и как потом оказалось, не напрасно. Нас встретила директор местной школы, которая с первых слов заявила, что она атеистка, но, несмотря на это, оказала нам огромную помощь, а после нашего отъезда обещала заняться восстановлением храма. Здесь мы впервые крестили людей в реке (около 60 человек), и тогда нам казалось, что более масштабного крещения невозможно представить.

Всего за время поездки было крещено более 100 человек. Благодаря этой поездке, мы увидели стремление русских людей быть ближе к Богу и осознали нашу возможность им в этом помочь. Мы видели людей, выросших и живших в советское время, которые, слыша проповедь о Христе, каялись в своих грехах, крестились и причащались Святых Христовых Тайн, обещая Богу жить по Его заповедям.

Летом 1998 года состоялась вторая миссионерская поездка — на этот раз в Екатеринбургскую область. В местном районном центре был нанят небольшой катер, и мы отправились по реке Тавда, посещая близлежащие села.

Часть населенных пунктов здесь составляют поселки, образовавшиеся при тюремных зонах. Их внешний вид поражал. Не было ни одного хорошего жилого дома, большинство давно покосилось и требовало основательного ремонта. Грязь на улицах была такая, что проехать можно было только на «Урале», да и то не везде. Вся жизнь там строится вокруг и около зоны. Работу можно найти только на зоне, а живут в таких поселках в основном те, кто освободился, но, ничего не имея, остался здесь же. Внутренний мир таких людей очень сложный. Они привыкли к обману, ничему и никому не верят, живут одним днем и стараются не думать о смысле и цели своей жизни. Такие места оставляли тяжелое впечатление. И только дети, которые везде одни и те же, постоянно были с нами. С ними, хоть и не без труда, удавалось наладить общение, они приходили на службы и многие крестились. Храм приходилось располагать в здании клуба, которое находилось в ужасающем состоянии. Оставшись ночевать в таком помещении, пришлось спать на залитом водой полу и слушать, как с потолка непрерывным потоком лилась дождевая вода. Но кроме звуков падающей с потолка воды и барабанящего по крыше дождя до двух часов ночи пришлось слушать музыку, играющую на дискотеке за стеной.

Есть в этих краях и поселки с настоящим крестьянством. Внешне они настолько отличаются от предыдущих, что, казалось, попадаешь в другую страну. Каждый домик прямо светится изнутри, везде заметна заботливая рука хозяина, и даже небольшое стадо свиней, которое встретило нас на берегу, выглядело как-то особенно и радовало глаз. Живут там в основном переселенцы из южный регионов России прошлого века. Встречали нас в таких селах очень приветливо. Клубы были в хорошем состоянии, а дискотеки на период нашего посещения были отменены. В таких местах сохранилась культура русской деревни. Нам показывали народные костюмы, рассказывали о местных традициях, а наши регенты специально записывали народные песнопения в исполнении бабушек. В такой обстановке и с такими людьми очень легко найти общий язык. Количество крещаемых было очень велико, в некоторых местах доходило до трети села. При прощании с жителями мы чувствовали, как кстати пришлось для них наше посещение, и что память о нем сохранится надолго.

Последующие поездки было решено проводить по принципиально другому сценарию. Мы ограничиваемся одним или двумя крупными селами с населением от 1500 человек и остаемся там на весь возможный срок. И нужно сказать, что наши результаты не только улучшились, но и изменились принципиально. Теперь после нашего посещения в селе создается православная община со своим старостой и даже директором «Воскресной школы».

Как и раньше на подготовительном этапе, зимой избирается подходящее место для проведения поездки. Затем испрашивается благословение у Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и местного епархиального архиерея на проведение в его епархии миссионерской работы. Иногда бывает так, что местное священноначалие само предлагает нам какие-то варианты, и тогда наша задача упрощается. После того, как найдено место и получено благословение, в выбранный населенный пункт выезжает группа из двух-трех человек, в задачи которой входит установление контактов с местной администрацией и нахождение помещения для проживания миссионерской группы. Так как в такой поездке может участвовать до 60 человек, таким помещением могут служить здания детских садов или школ, которые на летний период времени закрываются. Это не всегда возможно осуществить, и тогда приходится жить в палаточном лагере, в лесу неподалеку от села. Также по возможности выясняется желание местного населения быть ближе к Богу, участвовать в богослужении и открытия у них в селе молельного дома, а впоследствии и храма.

На этом предварительный этап подготовки не заканчивается. Непосредственно перед поездкой мы оповещаем местное население о своем приезде. Если на месте есть сочувствующие и готовые нам помочь люди, то мы высылаем им объявления, а они развешивают их в людных местах поселка.

Осуществление поездок такого масштаба стало возможным благодаря помощи благотворителей, пожертвовавших деньги на устройство палаточного храма во имя святителя Филарета Московского и покупку автобуса ПАЗ 32-05. Конструкция храма была разработана нашим прихожанином и замечательна тем, что требования к местности минимальны. Желательна ровная площадка размером 12*5 метров, но при необходимости можно использовать и неровную поверхность, и даже наклонную. При этом не требуется растяжек на деревья или вбивания кольев. Постановка такого храма занимает около часа при участии 5-7 человек.

Летом 1999 года наша миссионерская группа, в количестве 42 человек, в том числе двух священников, проводила миссионерскую работу в селе Синегорье Кировской области. Самое яркое впечатление от этой поездки оставило крещение 180 человек на реке Кобра. Это крещение тщательнейшим образом готовилось несколько дней. Был сооружен специальный помост, стоя на котором священники погружали в воду подходивших людей, на противоположном берегу располагался хор певчих, а с реки, из лодки, проводилась фото- и видео-съемка.

В этом же селе, но уже зимой, в период студенческих каникул побывала группа миссионеров из 30 человек во главе со священником. Нас приняли как старых и добрых друзей. К этому времени в селе уже был готов молельный дом. Брошенное здание детского сада было изнутри отделано вагонкой, проведено отопление, а в самом большом зале устроен алтарь с иконостасом и амвоном. В этот раз основной нашей задачей было наладить молитвенную жизнь общины в отсутствие священника. С местными жителями разучивались акафисты, а наиболее способные обучались чтению и пению в храме.

В прошедшем 2000 году было совершено две поездки — в Казанскую и Архангельскую области. Поездка в село Ровдино Архангельской области превзошла своей масштабностью все предыдущие. В ней участвовало 63 человека, из них два священника. Здесь было проведено самое массовое крещение за всю историю наших путешествий — одновременно крестилось 265 человек (и еще 150 человек в другой раз). В этой же поездке была использована новая методика работы, которая учитывает опыт предыдущих поездок и будет применяться в дальнейшем. Ее основные элементы таковы.

С первого же дня пребывания миссионерской группы начинает работу воскресная школа для детей. Дети проходят краткий курс Закона Божия: узнают о Ветхом Завете, о земной жизни Спасителя, о церковных праздниках и их истории. В программу воскресной школы входит также разучивание простейших песнопений, входящих в состав всенощного бдения и литургии, так что дети вскоре вместе с хором поют на службах. Проводятся уроки по рисованию, на которых многие дети впервые узнают, как выглядит православный храм. Занятия проводят: по Закону Божиему — священник, по хору — регент, а остальным занимаются преподаватели воскресной школы, уже имеющие опыт работы с детьми.

Для взрослых проводится цикл огласительных бесед до крещения, а также тайноводственные беседы для уже крещеных.

Большое значение для миссионерской деятельности имеет богослужение. На всенощном бдении в походном храме, часто впервые в жизни люди слышат песнопения и молитвословия, которые проникают в самое сердце и действуют лучше всяких увещеваний. После службы совершается подробная исповедь. И, наконец, для новопросвещенных торжественно служится литургия, на которой бывает до 300 причастников. Рядом с храмом работает церковная лавка, задачей которой является распространение книг и икон. Цены устанавливаются такие, чтобы, с одной стороны, люди имели возможность приобрести желаемою литературу, и в то же время не относились к книгам как к бесплатным листовкам.

С нами едет хор, который не только поет на службах, но и устраивает концерты. В концертную программу входят как духовные песнопения, так и народные.

Наиболее сложной является работа с молодежью. Общение с местными молодыми людьми и девушками лучше всего проходит в привычных для них условиях. Вечером на берегу реки разжигается большой костер, проводятся различные молодежные игры, поются песни. На такие костры собирается много молодежи. Таким образом показывается пример, как можно проводить свободное время без вреда для души.

Отдельно нужно сказать о поездках в села Ухтур и Кенай Хабаровского края. Эти поездки стали возможными благодаря одному из прихожан нашего храма, который занимается там вырубкой леса. В этих поездках участвует минимальное число миссионеров. Группа состоит из четырех человек во главе со священником. Таким составом при содействии местных жителей и администрации нам удается не только проводить крещение и богослужения в спортивном зале клуба, но и заниматься с детьми. Священник большую часть времени проводит в беседах с людьми. Конечно, не обходится и без трудностей, которые сначала кажутся непреодолимыми, но потом с Божией помощью все улаживается. Так, прошлой осенью в поселке Кенай мы собирались проводить крещение, а так как на улице было -30 градусов и помещение не отапливалось, то двое из наших миссионеров остались на ночь, чтобы каждые 30 минут подкладывать в печь дрова. Но, заснув во второй половине ночи, они не услышали ни одного из двух будильников. В результате они были разбужены пришедшим с утра священником в комнате с минусовой температурой. Но, несмотря ни на что, крещение состоялось, и было крещено около 120 человек.

За эти три года нашей миссионерской деятельности было крещено около 1700 человек, в походном храме отслужено порядка 30 литургий. В одном селе устроен молельный дом, там же работает воскресная школа, директором которой стала учительница истории из местной школы, и сейчас туда ожидается направление священника из областного центра. В двух других селах местные жители начинают постройку часовен. И со всеми селами, в которых мы побывали, а их не менее 12, ведется переписка.

Опираясь на наш опыт, можно говорить, что проведение подобных миссионерских поездок не только желательно, но и необходимо. В настоящее время мы имеем уникальную возможность донести людям Благовестие о Христе, и упускать такую возможность мы не должны. Люди пытаются удовлетворить свои духовные потребности, увлекаясь всевозможными гаданиями, астрологией и мистицизмом. Именно бездуховностью объясняется развращенность и пьянство, достигшие небывалых размеров. Успех различных сектантских и протестантских проповедников, которые проникают в самые отдаленные уголки страны, вполне объясним. К сожалению, православные, в отличие, например, от мунитов или Свидетелей Иеговы, не считают миссионерство своим долгом. В большинстве сел, где мы побывали, в которые, казалось бы, и почта не всегда доходит, уже побывали «проповедники» и оставили после себя глубокий след в душах людей. Нам приходилось растолковывать, чем отличается истинное богопочитание от культа Свидетелей, и многое другое. В большинстве своем люди просты и доверчивы. Были такие случаи, когда перед нашим приездом село посещали сектанты, и тогда сжигалась все еще сохранившиеся православные книги, а их место занимали издания в красочных обложках.

Сейчас России как никогда необходимо духовное возрождение. Очень радостно видеть, как умножается количество храмов и монастырей в городах, увеличивается число духовенства, но нельзя забывать того, что множество русских людей не могут не только постоянно участвовать в таинствах, но и просто посещать храм. Говорить о возрождении Руси можно только тогда, когда крестьянин станет христианином. И здесь миссионерство должно играть ведущую роль.

И. В.Захаров