Приходские библиотеки


Возрождение библиотек при церковных приходах началось в конце 80-х годов, во время так называемой «перестройки». В советское время при некоторых приходах существовали «подпольные» библиотеки, состоявшие из «самиздатовских» и чудом уцелевших дореволюционных книг. Однако их читателями могли быть только очень близкие, «надежные» люди.

Следует поработать в направлении создания уголков православной литературы в светских библиотеках города, района, в больницах, интернатах, местах заключения. В каждом случае нужно учитывать потребности и интересы, духовный и культурный уровень читателей.

С потеплением политического климата в стране началось бурное переиздание дореволюционных книг и издание новой литературы. Церковные книги, брошюры, газеты стали наполнять прилавки церковных магазинов. Прихожане, не имевшие дома ничего, кроме, может быть, старенькой бабушкиной Библии, с жадностью стали скупать православную литературу. У священников появилась возможность часть закупленных книг использовать для создания приходских библиотек.

За последние годы происходил активный рост числа приходских библиотек и увеличение их фондов. Можно выделить несколько факторов, определяющих важность приходских библиотек в системе религиозного образования.

  1. Книга, как таковая, может быть, лучше всего способна передать опыт Церкви, что чрезвычайно важно после советского времени — времени воинствующего атеизма.
  2. В последние годы произошел резкий рост числа прихожан — светских людей, которых надо было катехизировать. У перегруженного работой священника нет возможности лично катехизировать каждого нового прихожанина, и книги, рекомендуемые священником, являются для него прекрасным подспорьем в этом деле.
  3. В Церковь пришли молодые люди, как правило, любознательные, желающие подробно знать православную веру, познакомиться с жизнью святых.
  4. При приходах стали закономерно появляться церковно-приходские школы (ЦПШ) — детские и взрослые. Появилась необходимость обеспечить учащихся литературой как для классного чтения, так и для домашней работы.

Основу фондов приходских библиотек составляют Священное Писание, Закон Божий, молитвослов, часослов, книги, объясняющие церковное богослужение. Быстро пополняются такие разделы, как святоотеческая литература, жития святых (агиография), история Церкви. Там, где есть детские группы церковно-приходских школ (ЦПШ), в библиотеке можно увидеть различные переложения Библии для детей, рассказы для детей, книжки-раскраски. В приходах, где среди прихожан много интеллигенции, растут разделы по догматике, патрологии, гомилетике, апологетике, философии. Комплектуются разделы светской литературы, в том числе, русской классики ХVIII — ХIХ веков.

Особое место занимают альбомы по церковному искусству, фотоальбомы. Это, как правило, дорогие издания, мало доступные прихожанам. Важным разделом библиотек является периодика. Она вводит читателя в церковную жизнь страны, православных церквей в других странах.

Практически в каждой библиотеке присутствуют богослужебные книги — Часослов, богослужебный сборник, Октоих, Триоди, Минеи, Настольная книга священнослужителя — необходимые для алтарников и регентов, а также нотные обиходные сборники — для церковных хоров и воскресных школ.

Необходимым является раздел для готовящихся ко Крещению. Кроме Евангелия, здесь должны быть книги, объясняющие на доступном уровне суть Православной веры, церковные обряды.

Как продолжение библиотек, их современное расширение, появляются аудиотеки и видеотеки, которые дают катехизаторам новые возможности в работе с учащимися.

Современное состояние приходских библиотек и динамику их роста, связанную с развитием системы приходского религиозного образования, можно проиллюстрировать на примере Московской епархии. Наиболее активными пользователями библиотек являются учащиеся взрослых и детских групп ЦПШ и катехизаторских курсов как основных форм приходского образования в настоящее время. Сегодня ЦПШ имеются более, чем в половине приходов Московской епархии. Приведем данные по предметам, которые изучаются в ЦПШ.

Наряду с традиционным изучением Священного Писания и Закона Божия, наибольшее место в структуре религиозного образования занимает изучение истории Церкви, церковнославянского языка, литургики, церковной музыки. Возрастает число ЦПШ, в которых преподают богословие (нравственное, догматическое), апологетику, патрологию, христианскую этику, церковное искусство, иконоведение, рисование, иконопись.

Число духовно-просветительских учреждений, в которых изучается церковное пение, возросло в Московской епархии в 1998 г. по сравнению с 1997 г. в 2 раза, церковно-славянский язык — в 2 раза, Священное Писание — в 2 раза, сектоведение — в 2 раза, литургика — в 5 раз. С расширением приходской просветительской деятельности происходит и рост разделов духовной и образовательной литературы в приходских библиотеках.

Число кружков при ЦПШ возросло с 62 в 1997 г. до 106 в 1998 г., т.е. на 70%. Основными видами кружковой деятельности являются рисование, вышивка, рукоделие, иконопись, лепка. Это означает, что создаются и соответствующие разделы в приходских библиотеках. Число детских хоров возросло с 56 в 1997 г. до 91 в 1998 г., т.е. в 1,4 раза. Сейчас почти при каждой второй ЦПШ имеется детский хор, а в библиотеках присутствуют нотные сборники.

В целом число библиотек при ЦПШ выросло с 85 в 1997 г. до 166 в 1998 г., библиотеки сейчас имеются при 75% ЦПШ.

Хотелось бы дать несколько общих рекомендаций по организации работы приходских библиотек.

  1. Очень важно, чтобы книги для библиотеки отбирал священник (обычно настоятель) или опытный мирянин по благословению настоятеля. Общая направленность, общий дух книг, составлявших библиотеку, должен соответствовать направленности духовной жизни в приходе. К сожалению, нередко издаются книги, вредные в духовном смысле. Не пропустить эти книги, дать комментарий к ним также входит в задачу отбирающего книги для библиотеки. Особенно полезные книги священник может рекомендовать к чтению на проповеди или в частных беседах с прихожанами.
  2. В библиотеке полезно устроить выставку книжных новинок, а также тематические выставки.
  3. Лучшими, в общем случае, библиотечными днями являются суббота и воскресенье (между службами).
  4. Следует поработать в направлении создания уголков православной литературы в светских библиотеках города, района, в больницах, интернатах, местах заключения. В каждом случае нужно учитывать потребности и интересы, духовный и культурный уровень читателей. Часто в этом деле помогают деньгами местная администрация, спонсоры. На полученные средства книги лучше приобретать в крупных издательствах, хотя бы небольшим оптом, что будет дешевле. Для создания таких библиотек можно подключить прихожан. Опыт показывает, что они охотно откликаются на просьбу пожертвовать книги, только в объявлении нужно четко обозначить, в какой литературе есть нужда.

Говоря о перспективах развития церковных библиотек, необходимо отметить, что сейчас такие предметы, как История Христианства, Основы православной культуры, Теология входят в программы многих средних и высших светских учебных заведений. Такие учебные курсы требуют немалого количества духовной литературы, чего не могут сейчас позволить себе школьные и районные библиотеки. Это ставит вопрос о создании в городах крупных приходских библиотек, которые могли бы удовлетворять запросы не только прихожан, но и разных категорий учащихся и преподавателей. Такие библиотеки смогут в большей степени содействовать подготовке катехизаторов и просвещению народа.
 

Протоиерей Борис Балашов,
ответственный за религиозное образование
в Московской епархии