Использование информационных технологий в религиозном образовании


Проникновение информационных технологий и компьютеров практически во все сферы современной жизни не обошло стороной и религиозное образование. Вычислительная техника и телекоммуникации уже находят здесь довольно разнообразное применение. Во многих случаях они позволяют не только повысить эффективность системы религиозного образования, но и сделать ее более понятной и интересной для современного человека, особенно для молодежи. Существенно и то, что в современных условиях само по себе освоение технологий и технических средств обработки и передачи информации является важной частью любого образовательного процесса, также как, например, изучение правил правописания.

Как же именно используются информационные технологии в религиозном образовании? Как и в других областях, наиболее распространенным их применением является подготовка различных текстовых материалов — сочинений, рефератов, курсовых и дипломных работ. Причем даже это относительно простое применение требует использования и, соответственно, освоения целой технологической цепочки — нужно научиться пользоваться сканером, программой распознавания текстов, текстовым редактором, программами обработки изображений, принтером и др. Зато после приобретения подобных навыков процесс подготовки материалов становится гораздо более быстрым и интересным, чем с помощью «ножниц и клея».

Осознавая важность освоения компьютерной грамотности, руководители ряда православных гимназий создали у себя компьютерные классы. Здесь проводятся уроки информатики, входящей в качестве обязательной дисциплины в школьную программу. Кроме того, компьютеры стараются использовать и при изучении других предметов — как для уже упоминавшейся подготовки рефератов, так и для доступа к учебным материалам, размещенных на CD-ROM, а иногда и в сети Интернет (хотя доступ в Интернет для православных гимназий пока скорее исключение, чем правило). Компьютерные классы ценны и тем, что в семьях многих учащихся православных школ компьютеров нет, и уроки информатики для таких детей и подростков — основной или даже единственный способ познакомиться на практике с информационными технологиями.

Большие возможности для использования компьютеров в образовании — в том числе и религиозном — открылись в последние годы в связи с появлением мультимедиа возможностей. Речь идет об использовании компьютеров для интеграции текстовых, аудио и видео материалов в едином электронном учебнике. Уже появились учебные программы для православных школ, специально разработанные с учетом мультимедиа возможностей. В качестве примера можно привести CD-ROM «Родная история», созданный в православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского Академгородка Новосибирска.

Помимо мультимедиа-учебников, CD-ROM используются для создания библиотек православной литературы. Так, Синодальной библиотекой Московского Патриархата выпускается серия CD-ROM под общим названием «Библиотека русской религиозно-философской и церковно-исторической мысли: На исходе XX века». Вэб-Центром «Омега» подготовлен CD-ROM «Православные проекты в Интернете», содержащий раздел «Библиотека православного христианина», в котором размещены более 250 электронных книг по различной православной тематике.

Постоянно увеличивается число православных сайтов в сети Интернет. Многие из них содержат материалы, непосредственно относящиеся к религиозному образованию — библиотеки духовной литературы, программы учебных курсов, методические разработки, сведения о православных учебных заведениях, электронные версии православных газет и журналов и многое другое.

К сожалению, доступ в Интернет сейчас имеет лишь небольшая часть российской православной общественности. Интересное решение этой проблемы нашли в Нижегородском православном братстве св. Александра Невского. В библиотеке братства был открыт специальный компьютерный класс с подключением к Интернет. Любой желающий, записавшийся в библиотеку, может здесь воспользоваться православными и другими ресурсами Интернет.

Большие перспективы на современном уровне развития электронных коммуникаций открываются перед дистанционным образованием (ДО). Являясь развитием заочного обучения, ДО открывает недоступные ранее возможности: загрузка учебных материалов с институтских серверов через Интернет, передача по электронной почте выполненных заданий, общение с преподавателями по каналам Интернет (обмен почтовыми сообщениями, участие в онлайновых конференциях), отслеживание в реальном времени результатов освоения учащимися учебных программ и подгонка темпа изложения курса под каждого студента, и ряд других. К настоящему времени уже существует множество светских учебных заведений, применяющих различные формы ДО.

Использовать возможности ДО должны, по-видимому, в обозримом будущем и православные учебные заведения. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в Свято-Тихоновском богословском институте практикуется рассылка по электронной почте заданий студентам-заочникам и получение от них рефератов и сочинений. В скором времени планируется использование и более развитых форм ДО, например, размещение на институтском сайте учебных пособий и других материалов для обеспечения учебного процесса.

Более подробно о некоторых примерах использования информационных технологий в религиозном образовании рассказывается в материалах этого бюллетеня.