Детская агрессивность


Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем и для педагогов, и для родителей. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.

Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные терапевтические меры.

Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы, сопутствующие ей переживания и факторы, ее вызывающие.

Среди таких факторов обычно выделяются:

  • особенности семейного воспитания,
  • модели агрессивного поведения на телеэкране или со стороны сверстников,
  • уровень конфликтности в семье и пр.

Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети.

Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средство достижения определенной цели.

В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями.

Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях, с целью выявления агрессивности у ребенка, можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей.

Степень агрессивности ребенка (анкета)

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность соответствует 15-20 баллам, средняя — 7-14 баллам, низкая— 1-6 баллам.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

В психологической литературе на основании различных исследований по изучению детской агрессивности описываются три подгруппы детей.

В первую подгруппу входят дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи).

Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками, но, добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Их агрессия носит непроизвольный и импульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников — готовностью сотрудничать с ними.

Обычно дети этой подгруппы отличаются низким уровнем интеллекта, низким уровнем игровой деятельности, имеют невысокий статус в группе сверстников — их либо не принимают всерьез, либо избегают. По словам сверстников, такие дети «все ломают», «всегда мешают», «никого не слушают». Дети этой подгруппы игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния.

По мнению психологов, свою обостренную потребность во внимании и в признании такой ребенок не может реализовать через традиционные формы детской деятельности, и в качестве средства самовыражения он использует агрессивные действия.

Вторую подгруппу составляют дети, которые используют агрессию, в основном, как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели — получения нужного им предмета или ведущей роли в игре или выигрыша у своих партнеров.

В любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от представителей предыдущей подгруппы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети обладают высоким уровнем интеллекта, хорошими организаторскими способностями, высоким уровнем развития ролевой игры и занимают в группе положение предпочитаемых, а некоторые выходят на уровень «звезд».

В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. Дети этой подгруппы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват».

В третью подгруппу входят дети, для которых нанесение вреда другому ребенку выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели — ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют, в основном, прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет прямое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием.

Например, безо всякой видимой причины ребенок хватает другого за волосы и бьет головой об стену или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянных жертвы — более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует.

Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность.

Для них характерен низкий социальный статус в группе сверстников, т.е. их боятся и избегают; содержание их игр и рисунков часто носит агрессивный характер — персонажи дерутся, мучают или убивают друг друга.

Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае — спонтанная демонстрация себя, во втором — достижение своих практических целей, в третьем — подавление и унижение другого.

Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство — невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Все они проявляют низкий интерес к сверстнику, негативно реагируют на чужие успехи, не способны бескорыстно поделиться или помочь другому.

Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. В научной литературе неоднократно отмечалось, что агрессивный человек приписывает другим враждебные намерения, агрессивные тенденции и пренебрежение к себе.

По мнению исследователей, в основе такого отношения к близким или посторонним людям лежит особое самосознание ребенка, а именно фиксированность на себе и внутренняя изоляция от остальных.

Сосредоточенность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет агрессивному ребенку увидеть сверстника во всей полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. В то же время в дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры для преодоления этих тенденций.

Эта работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (обучению приемлемым способам выражения гнева), не на повышение самооценки, не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других.

То есть, главный акцент в работе педагога должен быть направлен на формирование способности к сопереживанию, доверию, сочувствию и т.д.

Формы такой работы разнообразны. Начать можно с обсуждения конфликтных ситуаций в группе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и др. Подобные беседы помогут детям встать на место соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе.

Агрессивным детям рекомендуется общаться с домашними животными. На начальном этапе это общение желательно проводить под руководством взрослых, так как дети не умеют себя сдерживать, сильно тискают и мучают животных. Но, привыкнув разумно проявлять свою любовь к маленьким друзьям, дети научаются их жалеть, понимать и сопереживать.

В работе с дошкольниками обязательно нужно использовать ролевую игру, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место другого человека, распознавать его чувства и переживания. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры (например, театральная или кукольная постановка) вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение сопереживать другому человеку, понимать его чувства и объяснять его поведение.

Целенаправленная и творческая работа в этом направлении поможет ребенку более миролюбиво и доверительно вести себя в сложных ситуациях: адекватно реагировать на конфликты, уступать и заступаться, делиться и прощать.

 

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института

 

В статье использованы материалы работ:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых» — М., 2000
  2. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. «Психологические особенности и варианты детской агрессивности» — Вопросы психологии, 2002, №1, с.17.