Советы психолога: Песочная терапия в развитии детей


Песок — это дар природы, который доступен каждому из нас с раннего детства. Элементарные игры с песком могут быть полезны для психического здоровья и развития детей.

Песок притягивает малыша. Детям хочется порисовать палочкой на песке, выкопать ямку или построить замок. Малышу можно предложить поиграть с мокрым песком, затем с сухим, используя лопатки, грабли и формочки. Для малыша важен сам процесс игры и строительства.

Игры с песком развивают мелкую моторику, так как структура песка благотворно стимулирует нервные окончания, которые находятся на подушечках пальцев. Рекомендуемые упражнения для развития мелкой моторики:

  • сжимать песок в кулачке, а потом разжимать (можно его насыпать в различные баночки);
  • брать песок щепоткой и разжимать;
  • насыпать дорожки из песка и выкладывать их камешками;
  • отыскивать в песочнице предметы (мелкие пуговицы, орешки, бусинки). Причем первоначально предметы могут быть более крупными, с учетом возраста и неразвитости пальчиков;
  • использовать предметы с разными характеристиками (гладкие — шершавые, большие — маленькие, круглые — квадратные);
  • рисовать на песке: дорожки для машин, волнистые линии для корабля, заборчики, дождик и солнышко, следы разных животных. А детям постарше — рисовать цифры и буквы. Так обучение пройдет интересней, быстрей и веселей.

Песочная терапия развивает творческие способности, фантазию, образное мышление, успокаивает детей. Посредством рисования у ребенка формируются представления о форме предмета, о пространстве, так как игрушки можно располагать по всему песочному полю, менять направления движения машинок и корабликов. Очень интересный момент, когда мы используем песочную терапию вместе со сказкотерапией. При этом можно нарисовать сказку на песке, используя сказочных героев.

Рисуя песочные картины, ребенок создает свой собственный мир. Это не требует каких-то больших художественных умений, а значит, ребенок не будет разочарован результатом. Это придает ребенку уверенности в себе и воодушевляет на новые творческие самовыражения.

Зачастую маленький человек не способен словами объяснить то, что он чувствует или думает, рассказать о своих трудностях, а с помощью песка это становится возможным. Создавая картины на песке, дети выводят наружу свои переживания, проблемы, внутренние конфликты, страхи и тревоги.

Небольшую песочницу можно устроить дома. Любой папа или дедушка прекрасно справится с этой работой, а мама подберет песок по структуре и даже по цвету.

Чтобы игра с песком была приятна всем членам семьи, лучше заранее обговорить с ребенком правила поведения в песочнице. Можно выбрать хозяйку песочницы в виде любой игрушки, будь то фигурка человечка или животного, который расскажет детям о правилах игры. Можно хозяйке песочницы дать красивое имя — Королева песка, Песчинка, песочная фея. Тут уж пригодится и мамина фантазия. Дети научатся аккуратно играть в пределах песочницы, не разбрасывая песок, не есть песок, не заливать все водой, не разрушать чужие постройки, а после игры и занятия все убирать на свои места, освобождая каждый раз песочницу, чтобы в следующий раз выстроить свой новый неповторимый мир. Затем совместно с детьми можно вымыть игрушки, что также доставит детям радость.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие и ребенка и взрослого. Подарите своим детям этот прекрасный песочный мир, и перемены в ваших детях удивят и порадуют вас.

Пономарева Надежда Александровна,
арттерапевт АНО «Центр психологии и развития
человека «Сфера» г. Брянск
Сайт: www.sfera4you.ru

TopК началу страницы