Межрегиональное сотрудничество в системе подготовки патронажных работников


В широком спектре социального служения Русской Православной Церкви большое значение имеет участие церковных структур в решении медико-социальных проблем незащищенных слоев населения.

Участие в таких делах милосердия, как уход за тяжелобольными людьми, престарелыми и инвалидами требует не только «милующего сердца», но и профессиональных знаний и умений. Как отметил в докладе на юбилейном архиерейском соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «нам необходимы профессионалы в различных областях социальной работы и в сфере здравоохранения».

Приобретение таких знаний и умений делается в современных условиях не только крайне желательным, но и обязательным формальным условием допуска к подобной работе в медицинских и социальных учреждениях.

В связи с этим важной задачей деятельности церковных медицинских и образовательных структур является накопление, апробация и передача медико-социальных знаний приходам, приходским общинам сестер милосердия, патронажным службам и другим заинтересованным организациям.

Успешному решению этой задачи способствует правильно организованное межрегиональное сотрудничество на уровне «образовательное учреждение — община сестер милосердия» или «образовательное учреждение — приходская патронажная служба».

Как отметил Святейший Патриарх в том же докладе: «в целях расширения и активизации благотворительной деятельности необходимо проведение епархиальных и межъепархиальных семинаров и конференций».

Распространяемые таким образом знания и умения должны быть приведены в определенную систему, имеющую научное, методическое и организационное обоснование и должны соответствовать современным формам получения профессионального образования разных ступеней или повышения профессионального образования в разной форме. Понятно, что учреждения, которые отвечают за распространение медицинских знаний, должны обладать соответствующим разрешением (лицензией) на этот вид деятельности.

Формами распространения знаний по профессиональному уходу могут быть:

  • консультирование;
  • выездные педагогические курсы;
  • тематические практические конференции;
  • семинары;
  • учебно-методическая литература.

Определенный опыт такой работы накоплен в московском Свято-Димитриевском училище сестер милосердия, созданном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1992 г. и имеющим лицензию на образовательную, просветительскую и издательскую деятельность. Основная задача училища — дать профессиональное образование православной молодежи по специальности «сестринское дело». Вместе с тем, в училище проводится большая работа по межрегиональному сотрудничеству:

  • консультирование представителей епархий по таким важным вопросам организации образовательной деятельности на местах, как организация училищ сестер милосердия и курсов по подготовке младших медицинских сестер по уходу за больными, преподавание предмета «Духовные основы милосердия», создание учебных планов училищ сестер милосердия и программ по медицинским предметам в православном училище и др.;
  • накопление, апробация, адаптация и распространение специальных знаний по вопросам ухода за тяжелобольными людьми, престарелыми и инвалидами;
  • разработка учебных программ выездных педагогических курсов для сестер милосердия. Одна из таких программ называется «Организация, формы и методы патронажной работы». В программе представлены такие важные вопросы, как добродетель милосердия, формы ее выражения и методы воспитания в современном мире; профессиональная подготовка патронажного работника; организация и структура патронажной службы, медицинская документация; организация ухода за лежачими больными; организация ухода за пожилыми людьми; помощь больным и престарелым в повседневной жизни;
  • проведение выездных педагогических чтений. Так, в декабре 2000 г. по просьбе Общины сестер милосердия во имя мч. Иулиании Ольшанской в г. Обухове Киевской области силами преподавателей училища был проведен пятидневный семинар «Актуальные вопросы деятельности приходской патронажной службы». Главными целями семинара было рассказать о современных формах социального служения РПЦ, дать определение понятий «патронажная служба», «патронажная работа», «патронажный работник», показать структуру и функции патронажной службы, определить обязанности патронажного работника, представить необходимый объем его знаний и умений, ознакомить участников семинара с современными методами выявления медико-социальных проблем их подопечных, правилами составления плана ухода за ними, правилами ведения медицинской документации, ознакомить участников семинара с некоторыми современными концепциями реабилитации пожилых и инвалидов, обучить их методам ухода за лежачими больными, массажа и адаптации. Занятия на семинаре проходили в виде лекций и практических занятий с отработкой элементов ухода, реабилитации и массажа друг на друге. Занятия сопровождались показом различного демонстрационного материала в виде слайдов, фотографий, схем, диаграмм, материалов из книг и периодической печати. Семинар прошел на фоне высокой активности слушателей. По данным анкетирования, проведенного в конце семинара, отмечалось изменение отношения к патронажной работе: более глубоко воспринималась личность подопечного и его медико-социальные и духовные проблемы, шире понимались его нужды, больше находилось возможностей для оказания помощи и больше путей решения проблем больных. Многими участниками было высказано пожелание проводить такие семинары регулярно, посвящая их определенной, более узкой тематике: уходу за неврологическим больным, уходу за пожилым больным и т.п.;
  • проведение практических конференций и семинаров. В августе 1999 г. в училище по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была проведена конференция «Актуальные проблемы ухода за больными на дому и в стационаре и значение патронажных служб в их решении». В конференции приняли участие 78 человек из России, Украины и Белоруссии. В резолюции было отмечено, что подобные практические конференции для сотрудников православных сестричеств и патронажных служб Русской Православной Церкви необходимо проводить регулярно, как внутри епархий, так и на межъепархиальном уровне;
  • создание учебно-методической литературы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в училище начат выпуск серии учебно-методической литературы «Библиотека сестры милосердия» для распространения по регионам. В настоящее время в серии вышли три книги: «О пролежнях», «Основы медико-социальной реабилитации», «Очерки по истории общин сестер милосердия». Основная задача серии — распространение популярных медицинских знаний, необходимых для организации и проведения правильного ухода за больными и престарелыми. Планируется издание книг, посвященных вопросам ухода за пожилыми людьми, больными, перенесшими нарушение мозгового кровообращения, больными с прогрессирующими заболеваниями.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что дальнейшая работа по накоплению и межрегиональному распространению знаний по вопросам медико-социальной работы, межрегиональный обмен опытом медико-социальной работы в общинах сестер милосердия и патронажных службах способствовали бы не только повышению профессионального уровня сестер милосердия в разных регионах, но и повышению авторитета этих служб Русской Православной Церкви в целом, в том числе среди государственных структур и представителей администрации на местах.

А.В.Флинт,
директор Свято-Димитриевского
училища сестер милосердия