Социальная педагогика и социальная работа: российский вариант


Профессии «социальный педагог» и «социальный работник» для России относительно молоды — законодательно они были введены в 1991 году. Ныне обе эти специальности включены в «Общероссийский классификатор специальностей по образованию». Это значит, что в Российской системе образования можно получить как среднее специальное, так и высшее образование по вышеназванным специальностям. Появление этих специальностей во многом было обусловлено теми изменениями, что произошли во всех сферах жизнедеятельности россиян в начале девяностых годов. В это время реальная действительность продиктовала необходимость подготовки специалистов, которые могли бы профессионально работать с социально незащищёнными слоями населения. Вместе с тем, распад государственной идеологии воспитания повлёк за собой появление огромного количества детей, оставшихся вне воспитательного воздействия. Таким образом, специальность «социальный работник» получила своё развитие в сфере социальной защиты населения. Специальность «социальный педагог» выросла в педагогической сфере — в системе образования и учреждениях по делам молодёжи. В научном плане социальная педагогика и социальная работа также опираются на разные теоретические области. Социальная педагогика заняла своё место в ряду педагогических наук. Теория социальной работы, как сфера научного знания, выделилась в качестве прикладной области социологии.

Исторически социальная работа выросла из благотворительной деятельности, которой занимались, в первую очередь, христианские общины. Позднее социальной работой начинают заниматься специально для этого созданные объединения, такие например, как Армия спасения, женские союзы. Примечательно, что теория социальной работы начинает складываться в начале двадцатого века как реакция на катаклизмы, происходящие в мире. Первая мировая война, в ходе которой было применено оружие массового поражения, оставила во всех странах-участницах тяжёлое наследство. Это инвалиды и сироты, вдовы, которые для того, чтобы обеспечить семью, вынуждены были начинать профессиональную деятельность. Так как для женщины, доселе занимавшейся домашним хозяйством, наиболее близкой являлась сфера именно социального служения, то именно для них и создаются первые учебные курсы по социальной работе. К двадцатым годам ХХ века во многих странах складывается государственная система социальной работы, которая первоначально имела следующие сферы применения — семейное благополучие, детское благополучие, медицинская социальная работа. Позднее добавились профессиональная, промышленная, сельская, судебная и другие сферы социальной работы.

Соответствующих специалистов готовит как высшая школа, так и средние специальные учебные заведения. Только высших учебных заведений в Европе ныне насчитывается более четырёхсот — это специальные институты, а также профильные отделения университетов и других вузов.

В некоторых европейских странах, например в Германии и Голландии, в настоящее время профессиональная деятельность социальных работников и социальных педагогов регулируется единым стандартом, термины употребляются вместе: социальный работник/социальный педагог (чаще можно встретить сокращённый вариант СР/СП). В немецком варианте специалист в социальной области может работать с отдельными людьми, группами или общинами, которые и являются в этом случае клиентами социальной работы. В том случае, когда клиентами являются дети и молодёжь, говорят о социально-педагогической работе, всё остальное относится просто к социальной работе. Специалист социальный работник/социальный педагог является организатором, защитником и представителем интересов клиента, он консультирует, снабжает необходимой информацией, поддерживает в трудных жизненных ситуациях, выполняет и воспитательные функции. В Германии говорят, что специалист СР/СП имеет двойной мандат — государство доверяет этому человеку защищать интересы своих клиентов, в том числе, и от самого государства.

В России ситуация складывается несколько иначе. В настоящее время термин «социальная педагогика» употребляется, как минимум, в трёх значениях. Это, во-первых, сфера профессиональной деятельности, отличная от социальной работы. Основное её отличие заключается в том, что социальный педагог оказывает воспитывающее воздействие на своего клиента, тогда как социальный работник оказывает своему клиенту только определённый вид помощи. Например, патронажная сестра, являясь социальным работником, не оказывает прямого воспитательного воздействия на своего клиента.

Во-вторых, под социальной педагогикой понимается особая отрасль интегративного знания, включающая в себя основы педагогики, психологии, социологии, политологии, социальных и педагогических технологий и многое другое.

И, в третьих, социальная педагогика — это учебный предмет, который преподаётся в педагогических учебных заведениях. Так как научная разработка социально-педагогических проблем ещё только в стадии становления, то и сфера практической деятельности социального педагога является областью дискуссии учёных и практиков. Так, главной темой в этой дискуссии много лет продолжает быть вопрос о том, кто же является основным объектом деятельности социального педагога — только ли ребёнок или и взрослый человек тоже?

Это, в свою очередь, сказывается и на содержании учебного курса «социальной педагогики». О том, что исследует социально-педагогическая наука, что составляет предмет деятельности православного социального педагога, чему учат студентов в педагогических вузах рассказывается в следующих материалах.

Склярова Татьяна Владимировна,
кандидат педагогических наук,
зав. кафедрой социальной педагогики
Православного Свято-Тихоновского
Богословского Института