Учёба на отделении социальной педагогики ПСТБИ: глазами студентки третьего курса


Для тех, кто уже имеет какое-либо образование, и работает, но желает получить богословское образование на педагогическом факультете ПСТБИ, открыта пока единственная возможность — учиться на отделении социальной педагогики. Это вечернее отделение. Пять дней в неделю в течение пяти лет — такова учебная программа студентов-вечерников. Содержание учебных курсов представляет собой синтез богословских, общегуманитарных и специальных психолого-педагогических дисциплин. Новый Завет, Ветхий Завет, догматика, литургическое предание, литургика, христианская антропология, история Церкви, история Русской Православной Церкви, церковно-славянский язык, иконоведение; история древнего Востока, история древней Греции, история древнего Рима, археология, история средних веков, история России, общая и возрастная педагогика, дидактика, общая и возрастная психология, основы медицинских знаний, история социального служения Церкви, история социальной педагогики, социальная педагогика. Это далеко не полный перечень дисциплин, тем не менее, он включает большинство предметов, пройденных студентами к третьему году обучения.

Для вновь прибывших студентов открываются горизонты освоения новой специальности — социальная педагогика. И многие задаются вопросом — «Социальная педагогика — что это?»

Сделаю попытку представить собственное понимание сути социальной педагогики, какой она открывается студентам ПСТБИ. Буду максимально искренней. Первый год обучения лично для меня не пролил свет на понимание данного предмета. Более того, когда я говорила своим знакомым, что буду социальным педагогом, реакции было две: первая группа людей интересовалась — что это такое? кем, где и как буду работать? У второй группы это словосочетание вызывало иронию с печатью сарказма, и они говорили, что сейчас везде «готовят» социальных педагогов, но зачем и кому они нужны — неизвестно.

Но вот я уже на третьем курсе, и у меня происходит открытие — я только сейчас начинаю понимать смысл своей будущей специальности. На самом деле «социальная педагогика» — это, на мой взгляд, очень нужная в современной России и, конечно, в нашей Русской Православной Церкви, профессия. Это открытие происходило для меня в несколько этапов, надеюсь, что и дальше будут новые этапы.

Для начала, мое отношение к собственной специальности изменилось, как это ни странно, под влиянием средств массовой информации. Когда я увидела, как главная героиня в иностранном фильме на вопрос агента спецслужб о прежнем месте работы с гордостью говорит, что была социальным педагогом, для меня это стало открытием. Я поняла, что, к великому сожалению, в нашей стране люди таких профессий, как педагоги, врачи, социальные педагоги, воспитатели детских садов зачастую не могут гордиться своей профессиональной деятельностью. А ведь это очень нужные, благородные профессии, которые помогают людям и призваны изменять к лучшему всё общество.

Далее. Неизгладимое впечатление на меня произвел учебно-методический курс «Основы социальной работы на приходе». Этот курс строится следующим образом — один учебный день в неделю к студентам-социальным педагогам на занятия приходят специалисты разных профессий, имеющие многолетний опыт социальной деятельности на приходе. Так, в течение одного семестра мы знакомились с различными видами и формами социально-педагогической деятельности в православных приходах. Организация воскресной школы, создание православной гимназии, детского сада, центра непрерывного православного образования, детского дома или приюта для детей-сирот, семейной общины трезвости, паломнической службы, молодёжного объединения, специфика работы с учреждениями здравоохранения, военнослужащими, лицами, находящимися в заключении — постепенно становится понятным, что в рамках прихода возможно и необходимо создание профессиональных социальных структур. К нам приходили (и, порой, приезжали из других городов) делиться своим уникальным опытом — протоиерей Алексей Бабурин, под руководством которого на приходе больше десяти лет работает семейная община трезвости; протоиерей Андрей Воронин — директор детского дома, где дети воспитываются в специально организованных семейных группах; Татьяна Ивановна Лещёва — директор Центра непрерывного православного образования во имя преподобного Серафима Саровского; Ольга Леонидовна Янушкявичене, пятнадцать лет руководящая воскресной школой в православном приходе в Вильнюсе (республика Литва); Наталия Владимировна Пономарёва поведала о специфике социальной и миссионерско-катехизаторской работы с лицами, находящимися в заключении.

Понимание того, что в современных условиях социальная и педагогическая деятельность на приходе должна быть организована профессионалами, позволило в другом ракурсе увидеть изучаемые в институте социально-педагогические дисциплины.

Я поняла, что социальная педагогика не только перспективная профессия, но и та область педагогики, которая охватывает все сферы человеческого бытия. Деятельность социального педагога сориентирована на все категории населения, людей разного возраста, различных профессий, социальных групп, на индивидуальную работу с человеком в личностном и социальном контексте, на изучение характеристик и степени влияния на человека его окружения — семьи, микросоциума, профессионального коллектива, влияния других факторов на процесс воспитания и социализации. Социальный педагог — это тот, кто включает детей и взрослых в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально значимую деятельность, оказывает консультационную, информационную и иные виды помощи, тот, кто в состоянии генерировать социальные инициативы.

Замечательно, что существует такой факультет, где студенты изучают социальную педагогику и теологию одновременно. Потому что, на мой взгляд, православный человек, имеющий богословское образование и профессионально работающий в социально-педагогической сфере способен оказать существенную помощь и поддержку как одному нуждающемуся человеку, так и целым группам или даже общине.

Уникальность нашего факультета и социально-педагогического отделения проявляется почти во всех сферах студенческой жизни.

По благословению ректора Института, протоиерея Владимира Воробьёва (которого студенты называют просто «отец-ректор») раз в месяц весь педагогический факультет собирается на Литургию. Служит Литургию декан Педагогического факультета иеромонах Киприан (Ященко), помогают чтецы и хор, состоящие из наших студентов.

Наша общая молитва не прекращается и на учебе: один раз в неделю мы читаем акафист преподобному Сергию Радонежскому.

Трудные учебные будни неизменно соприкасаются с духовной жизнью. Где можно забыть о проблемах этого мира, как не в паломничестве? Где можно получить столько благодати, как не в монастыре? Вот мы и едем молиться и отдыхать в монастырь. К тому же, поездки имеют в себе еще и педагогическую основу: преодолевая искушения, в паломничестве студенты становятся дружнее, у каждого появляется шанс проявить любовь к своему ближнему. К третьему курсу мы уже успели совместно побывать в Троице-Сергиевой Лавре, Дивеево, Оптиной пустыне, Ростове Великом. В этом году, 7 апреля в день памяти Святейшего Патриарха Тихона, небесного покровителя нашего Института, мы всем факультетом собрались на молитву в Донском монастыре у раки с мощами Святителя.

Педагогическая практика на нашем факультете начинается с первого курса. На первом курсе мы знакомились с социально-педагогической деятельностью в Москве — с работой детских домов, приютов и коррекционно-реабилитационных учреждений. После второго курса начинается летняя педагогическая практика, которая проходит в детских центрах, детских домах и приютах, летних лагерях отдыха по всей территории нашей необъятной Родины — от Архангельска до Ялты. А в сентябре мы, полные впечатлений, на итоговой конференции по практике делимся опытом. Приглашаются все курсы, начиная с первого — старшие курсы делятся с младшими «секретами педагогического мастерства». Мы обсуждаем положительные моменты, удачи и ошибки, допущенные нами на практике, и методы их исправления. Обязательно предоставляется богатый иллюстративный материал — газеты, фотографии наших воспитанников, поделки, сделанные детьми. Мы рассказываем о проведённых нами педагогических мероприятиях, предоставляем наиболее удачные педагогические разработки на кафедру с тем, чтобы с ними можно было познакомиться другим студентам.

Ещё одной отличительной особенностью обучения социальных педагогов являются педагогические экспедиции. Мне посчастливилось быть участницей двух таких экспедиций. В первую мы ездили в Страстную седмицу 2002 года. Шестеро студентов под руководством одного преподавателя отправились изучать опыт семейной организации воспитания детей-сирот а православном детском доме г. Нерехта Костромской области. Итогом этой поездки стала крепкая и, думаю, долгая дружба с детьми и педагогическим коллективом Ковалёвского детского дома под руководством о. Андрея Воронина.

Во вторую педагогическую экспедицию я отправилась в одиночестве. На спецкурсе, посвящённом работе с людьми, имеющими алкогольную или наркотическую зависимость, нам рассказывали о деятельности реабилитационного центра в пос. Сапёрное, что в восьмидесяти километрах от Санкт-Петербурга. Руководит этим центром протоиерей Сергий Бельков. Мне очень захотелось воочию познакомиться с уникальной деятельностью этого центра и, получив на кафедре разрешение проходить летнюю практику в реабилитационном центре, и испросив благословения у своего духовного отца и отца Алексея Бабурина, сотрудничающего с этим центром, я поехала в пос.Сапёрное. В этом реабилитационном центре самостоятельно я не трудилась, а только знакомилась с его структурой, принципами организации, методами и формами работы, беседовала с его руководителем — протоиереем Сергием Бельковым и его помощниками в работе центра. Собранный материал позволил мне подготовить отчёт с фотографиями для студентов и преподавателей кафедры к итоговой педагогической конференции.

Ещё одним важным моментом студенческой жизни является выполнение студентами послушаний. Институтские послушания представляют собой отточенную, годами отработанную систему. Здесь могут быть и хозяйственные, и клиросные, и профессиональные послушания (для тех, кто уже владеет какой-либо дополнительной специальностью), есть особые послушания и для старост. Быть старостой нелегкий труд, хочу заметить. На наши плечи ложится груз ответственности за информирование учащихся обо всех изменениях в расписании занятий; за решение проблем студентов группы, и отстаивание их интересов на старостатах; за организацию паломнических поездок. Но послушание есть послушание, и мы, старосты, не унываем.

Так протекает учёба студентов отделения социальной педагогики в Православном Свято-Тихоновском Институте. Мы с готовностью откликаемся на интересный опыт любой социальной и педагогической работы в православных приходах, специально собираем информацию, под руководством преподавателей делаем попытки её описания, анализа и обобщения. А открытая в этом году аспирантура по педагогике вселила во многих из нас надежду, что учёба в любимом институте может быть продолжена и после его окончания.

Перцева Ирина Владимировна,
студентка 3 курса
педагогического факультета ПСТБИ,
отделение социальной педагогики.