Договор об обучении сестер милосердия в государственном учебном заведении


В связи с принятием Основ социальной концепции РПЦ огромное значение приобретает практика взаимодействия православных религиозных организаций с государственными структурами, в частности, по вопросу подготовки квалифицированных кадров для православных социальных служб.

Поскольку большая часть социального служения Церкви, в силу требований законодательства, должна осуществляться квалифицированными специалистами, имеющими должный уровень подготовки и переподготовки (особенно это касается медицинского и медико-социального служения), взаимодействие Церкви и государственных учебных заведений должно иметь целью обеспечение социального служения Церкви кадрами, деятельность которых соответствует требованиям, предъявляемым государством к субъектам этой деятельности. Именно поэтому Марфо-Мариинская Обитель Милосердия с 1999 года осуществляет программу обучения сестер милосердия в медицинском колледже ВУНМЦ. Особенности организации учебного процесса были рассмотрены в другой статье настоящего бюллетеня. Нам бы хотелось остановиться на особенностях правового обеспечения этого направления деятельности обители.

Представляется, что данная статья может послужить рекомендацией для других организаций РПЦ, желающих организовать подготовку сестер милосердия на базе государственных учебных заведений.

Как правило, подобные масштабные программы реализуются на благотворительной основе, что влечет за собой для религиозной организации необходимость определенным образом строить свои взаимоотношения с учебным заведением. На практике это означает заключение договора (или договоров) об обучении направляемых религиозной организацией лиц в учебном заведении.

Правовая природа этого договора описана в гл. 39 Гражданского кодекса (ГК) РФ: возмездное оказание услуг. В соответствии со статьей 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (глава 37 ГК РФ), если это не противоречит правилам возмездного оказания услуг, установленным статьями 779-782 ГК РФ или особенностями предмета договора возмездного оказания услуг. Религиозная организация выступает в качестве заказчика, а учебное заведение — в качестве исполнителя. Поскольку процесс обучения является продолжительным, не ограниченным определенным промежутком времени или выпуском определенного количества специалистов, целесообразно не указывать в договоре срок его действия.

Предметом договора является оказание услуг. Пункт 1 статьи 779 ГК под услугами понимает совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности (в пользу заказчика или третьих лиц). Пункт 2 ст. 779 содержит открытый перечень подобных услуг, в том числе услуг по обучению. Существенной особенностью данного договора является обязанность исполнителя оказывать услуги лично, если иное не предусмотрено договором. Применительно к взаимоотношениям двух юридических лиц это означает, что учебное заведение обязано оказывать эти услуги силами своего коллектива и, как правило, на своей учебной базе. Хотелось бы обратить внимание на то, что в договоре на обучение сестер милосердия могут быть предусмотрены условия об участии третьих лиц в оказании услуг заказчику. Такая необходимость может возникнуть, например, в случае определения места прохождения практики студентами. В этом случае учреждение, задействованное в качестве базы прохождения практики, может выступить в качестве субподрядчика, если его участие в учебном процессе не противоречит ст. 780 и ст. 783 ГК.

С другой стороны, заказчик вправе привлечь данное третье лицо к участию в учебном процессе самостоятельно, при этом уведомление исполнителя законом не предусмотрено.

Поскольку учебный процесс имеет особенности, связанные со спецификой среднего профессионального образования, в договоре необходимо предусмотреть следующие моменты:

1. Порядок зачисления на обучение студентов. Представляется, что первоначальный отбор абитуриентов должен осуществлять заказчик, исходя из параметров, заявляемых исполнителем. Это могут быть требования, касающиеся образовательного ценза (как правило, 11 классов), отсутствия ограничений по состоянию здоровья и т.д. Заказчик вправе предусмотреть дополнительные требования, обусловленные статусом заказчика как религиозной организации (наличие направления епархии или прихода, прохождение собеседования со священнослужителями и т.д.). В любом случае прошедшие предварительный отбор абитуриенты должны сдать соответствующие вступительные экзамены у исполнителя, если иное не предусмотрено договором. Стороны договора вправе предусмотреть в договоре условия о зачислении абитуриентов в ином порядке, например, при положительном прохождении собеседования.

Существенное значение имеют условия отчисления студентов, не соответствующих уровню обучения у исполнителя. Порядок отчисления должен быть прописан в договоре и должен предусматривать равноправное участие заказчика и исполнителя в решении этого вопроса.

2. Обеспечение учебного процесса. Поскольку договор оказания услуг, с учетом положений статьи 718 ГК РФ, может содержать условия о содействии заказчика выполнению исполнителем своих обязательств по договору, стороны вправе предусмотреть в договоре распределение обязанностей по обеспечению учебного процесса. Представляется, что исполнитель должен предоставлять учебные пособия, учебные помещения, специалистов-преподавателей и т.д. Договором может быть предусмотрена обязанность заказчика обеспечивать студентов специальной одеждой, дополнительными учебными пособиями, канцелярскими принадлежностями и т.д. Стороны могут договориться о совместном предоставлении определенных материальных составляющих учебного процесса: общежития, питания, проезда на городском транспорте, — при этом на заказчика может быть возложена обязанность по оплате указанных услуг, предоставляемых исполнителем, или по возмещению затрат исполнителя по указанным позициям.

3. Договор должен содержать исчерпывающие определения той специальности, по которой обучаются студенты, с указанием ее наименования и кода по соответствующей классификации. Стороны также должны предусмотреть в договоре, какие документы об образовании получат на руки выпускники, и статус этих документов (государственный диплом).

4. Особо хочется сказать о возмездном характере договора. Поскольку заказчик является негосударственной некоммерческой организацией, предоставление ему услуг по обучению сестер милосердия в государственных учебных заведениях осуществляется, как правило, на возмездной основе. В этом случае договор должен содержать условия о суммах платежей, оплачиваемых услугах и порядке оплаты. Стороны могут также включить в договор санкции за просрочку платежей и т.д. Однако в некоторых случаях государство вправе принять направляемых религиозной организацией абитуриентов на общих основаниях с распространением на них бюджетного финансирования обучения. В этом случае государство, исходя из собственной заинтересованности в специалистах данного профиля, по сути, участвует совместно с религиозной организацией в реализации благотворительной программы по подготовке таких специалистов. Для государства такая постановка вопроса более выгодна, так как государство приобретает право участвовать в трудоустройстве выпускников. Подобное условие может быть также включено в договор.

5. Поскольку сложность учебного процесса требует координации усилий сторон по взаимодействию в рамках договора, стороны могут предусмотреть в договоре порядок выделения соответствующего персонала с обеих сторон, порядок его оплаты и взаимодействие с руководством сторон. Стороны могут предусмотреть также дополнительные обязанности заказчика (например, проведение капитального ремонта общежития) и исполнителя (обучение специалистов по определенным государственным программам).

6. Особым является вопрос о введении в учебный процесс дисциплин, связанных с подготовкой персонала к работе в православных социальных службах. Это, прежде всего, курсы по основам душепопечения и духовным основам милосердия. В программах учебного центра Марфо-Мариинской обители эти курсы читаются священнослужителями — практикующими врачами и являются дисциплинами духовными. Их введение в учебный процесс для ограниченного круга обучающихся (студентов, направляемых заказчиком) обязательно должно быть оговорено в договоре.

7. И, наконец, хотелось бы остановиться на формальной стороне учебного процесса. Существенные отличия подготовки сестер милосердия от подготовки просто медицинских сестер могут послужить основанием для создания в структуре исполнителя особого подразделения для подготовки сестер милосердия, что также должно быть оговорено в договоре.

Взаимодействие сторон по договору об оказании услуг по обучению сестер милосердия таит в себе и серьезные опасности. Так, автору этих строк приходилось неоднократно сталкиваться с точкой зрения о том, что взаимоотношения по осуществлению указанной деятельности сторонам лучше строить на основе договора о совместной деятельности.

Эта точка зрения представляется крайне ошибочной, поскольку, в соответствии с главой 55 ГК, такие взаимоотношения представляют собою договор простого товарищества. В соответствии с законом, лица, участвующие в совместной деятельности (товарищи), обязаны соединить свои вклады и действовать совместно без образования юридического лица для достижения цели товарищества.

Внесенное товарищами имущество по общему правилу является их общей долевой собственностью, которой товарищи пользуются по общему согласию. Ведение общих дел товарищей осуществляется в соответствии со статьей 1044 ГК. Каждый товарищ несет расходы и убытки от совместной деятельности пропорционально своему вкладу и отвечает по общим договорным обязательствам всем своим имуществом пропорционально своему вкладу.

Для религиозной организации это может повлечь возмещение за счет имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание убытков, возникших вследствие неосмотрительности или неоправданных затрат исполнителя. Да и сама форма договора простого товарищества в наименьшей мере способствует достижению цели взаимодействия православной религиозной организации и учебного заведения — подготовки квалифицированных специалистов. Именно поэтому хотелось бы предостеречь от использования в данном случае договора о совместной деятельности.

Трайнин О.М.,
Руководитель юридической группы
Марфо-Мариинской Обители Милосердия

TopК началу страницы