Свято-Димитриевское училище сестер милосердия


На наши вопросы отвечает директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия Александр Владимирович Флинт.

Каковы, на Ваш взгляд, требования к профессиональной подготовке современной православной сестры милосердия?

В настоящее время для участия в делах милосердия уже недостаточно только желания и доброго отношения. Необходимы профессиональные знания и умения. Приобретение таких знаний и умений делается в современных условиях не только крайне желательным, но и обязательным формальным условием допуска к подобной работе в медицинских и социальных учреждениях. Как отметил в докладе на юбилейном архиерейском соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «нам необходимы профессионалы в различных областях социальной работы и в сфере здравоохранения».

К сестре милосердия предъявляется требований больше, чем просто к медицинской сестре. Помимо профессиональных знаний необходимо иметь желание помочь больному, разделить его переживания, посочувствовать ему, помочь найти духовное утешение в страдании.

Готовиться к работе сестра милосердия должна в таком лечебном учреждении, где уже работают сестры милосердия и где работают врачи, являющие собой пример бескорыстного и преданного служения больным.

Как вы пришли к идее создания именно училища сестер милосердия, а не подготовки сестер на базе, например, светского училища?

Работа с будущими сестрами милосердия началась в 1991 г. как раз на базе светского 1-го московского медицинского училища. Директор училища, Игорь Васильевич Алабин, идею подготовки сестер милосердия от всей души поддержал и предложил организовать вечернее отделение на базе своего училища. Это уже потом, в 1992 г., по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, на базе 1-й городской больницы было открыто самостоятельное Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Смею надеяться, что открытие православного медицинского училища было очень важным явлением в жизни Русской Православной Церкви, да и в общественной жизни страны тоже. Это было одним из знаков возрождения духовных традиций, окончания времени богоборчества. В распоряжении Правительства Москвы об открытии училища так и было написано — «в целях возрождения традиций милосердия среди медицинских работников». Тогда многим казалось, что жизнь может измениться к лучшему…

Другим важным доводом в пользу самостоятельного образовательного учреждения было то, что в училище можно было создать внутреннюю атмосферу, близкую православной душе; собрать коллектив единомышленников и единоверцев. В центре больничного корпуса, где расположено училище, находится больничный храм святого благоверного царевича Димитрия, по имени которого и названо училище. Храм — сердце училища, главный «воспитатель» сестер милосердия. Нельзя научить любить ближнего, нельзя служить больным, если не участвуешь в церковной жизни, не участвуешь в церковных таинствах.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о Свято-Димитриевском училище.

Свято-Димитриевское училище сестер милосердия — государственное образовательное учреждение, входящее в структуру Комитета здравоохранения Москвы. Создано в 1992 году по распоряжению Правительства Москвы. Инициатором создания училища выступила община сестер милосердия при больничном храме святого благоверного царевича Димитрия в 1-й ГКБ им. Н.И. Пирогова. Училище создано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейший Патриарх и мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков являются почетными сопредседателями Попечительского Совета училища.

Основной задачей училища является подготовка средних медицинских работников по специальности «Сестринское дело» из числа православных христиан, желающих сочетать активную церковную деятельность с профессиональным обучением. На обучение принимаются учащиеся после 9 класса и после 11 класса. За прошедшие годы училище закончили более 400 сестер и братьев милосердия, большинство из которых работают в лечебно-профилактических учреждениях Москвы, Московской области и других регионов. В настоящее время на четырех курсах училища учатся более двухсот человек.

Училище также готовит патронажных работников по специальности «младшая медицинская сестра по уходу за больными» для работы с хроническими больными, пожилыми людьми и инвалидами. Училище имеет государственную лицензию на занятие образовательной деятельностью в области медицины, а также на санитарно-просветительскую работу среди населения.

В чем специфика вашего училища по сравнению со светскими медицинскими училищами?

Со студентами обязательно занимаются священнослужители больничного храма. В Учебный план училища введен курс духовных дисциплин. Основным из них является «Духовные основы милосердия», преподаваемый на всех курсах училища. Его цель — способствовать укреплению и осмыслению веры учащихся, стремления жить церковной жизнью, участвовать в Таинствах Церкви. В рамках этого курса студенты изучают такие предметы, как литургика, Ветхий Завет, Новый Завет, история России, церковно-славянский язык, святоотеческое наследие, основы догматического и нравственного богословия, история Церкви, история служения сестер милосердия.

Учащиеся должны понять, что такое христианское милосердие, как стяжать дар любви, как противиться духу века сего. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что если хочешь стяжать дар любви, то надо творить дела любви. Студенты участвуют в делах милосердия: посещают Дома ребенка, интернаты, Дома для престарелых, слепых, ходят в больницы к тяжело больным людям, пишут письма в тюрьмы и т.п.

Какие еще формы образовательной деятельности вы используете для подготовки медицинских работников?

Прихожане многих московских храмов обратились к нам с просьбой об открытии в училище краткосрочных курсов по получению основ медицинских знаний. Кроме того, в училище постоянно обращаются представители разных епархий из других регионов страны с просьбой организовать для местных общин сестер милосердия и церковных патронажных служб какие-нибудь образовательные курсы. Поэтому в училище были разработаны и внедрены в практику краткосрочные формы обучения: патронажные курсы по подготовке младших медицинских сестер по уходу за больными и выездные педагогические семинары.

Бесплатные патронажные курсы открыты в училище в 1999 г. Их выпускникам присваивается квалификация младшей медицинской сестры по уходу за больными и выдается соответствующее удостоверение. На курсах обучаются прихожане московских храмов, желающие в дальнейшем заниматься медико-социальной патронажной работой в приходах.

За основу обучения на курсах взят стандартный учебный план, разработанный согласно приказу министра здравоохранения СССР № 842 от 03.12.1968 г. «Об организации курсов по подготовке младших медицинских сестер по уходу за больными» (272 учебных часа, 12 предметов).

При составлении своего плана мы учитывали специфику нашего училища и наших слушателей (православные христиане), а также особенности будущей работы наших слушателей: престарелые, одинокие, инвалиды, хронические больные. При изучении всех предметов особо подчеркивались медико-социальные проблемы пожилых людей в условиях современной городской жизни и пути их, хотя бы частичного, преодоления.

Все обучение длится 280 часов. Половина этого времени — практические занятия у постели больного в больнице, в квартирах на патронаже, в учебном кабинете для практических занятий. В учебный план вошли следующие дисциплины:

  • Духовные основы милосердия (как помочь больному правильно относиться к своей болезни, страданию, смерти; как построить патронажному работнику свои отношения с больным и его родственниками; как самому возрастать в добродетели милосердия).
  • Наблюдение за больным (основные представления об анатомии, физиологии и патологии человека).
  • Основы общего ухода.
  • Простейшие сестринские процедуры.
  • Уход за пожилыми людьми.
  • Основы реабилитации и адаптации пожилых и инвалидов (оккупациональная терапия).
  • Основы массажа.
  • Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
  • Основы практической социальной работы.
  • Создание и контроль безопасной среды проживания в домашних условиях.

При обучении использовался опыт патронажной службы общины сестер милосердия при больничном храме, выпускниц училища, работающих в неврологических и травматологических отделениях 1 ГКБ, опыт английских и американских сестер милосердия, приезжавших в свое время в училище и проводивших семинары со студентами и больничными сестрами по уходу за пожилыми больными.

В этом году курсы проходят уже третий раз. Когда они закончатся, общее число их выпускников — патронажных работников — превысит сто человек.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сотрудники училища проводят выездные семинары в разных городах России по теме «Формы и методы медико-социального служения Русской Православной Церкви». Главная задача семинаров — рассказать об опыте больничной общины сестер милосердия и тех способах, какими можно эффективно помочь тяжело больным людям, престарелым и инвалидам.

Такие семинары прошли в г.Обухове под Киевом, в Архангельске, Екатеринбурге, Красноярске, Вологде.

Главными целями семинаров было:

  • рассказать о современных формах социального служения РПЦ;
  • дать определение понятий «патронажная служба», «патронажная работа», «патронажный работник»;
  • показать структуру и функции патронажной службы;
  • определить обязанности патронажного работника, представить необходимый объем его знаний и умений;
  • ознакомить участников семинара с современными методами выявления медико-социальных проблем их подопечных, правилами составления плана ухода за ними, правилами ведения документации;
  • ознакомить участников семинара с некоторыми современными концепциями реабилитации пожилых и инвалидов;
  • обучить участников семинара методам ухода за лежачими больными, массажа и адаптации.

На семинарах обсуждались следующие актуальные вопросы:

  • Добродетель милосердия. Формы ее выражения и методы воспитания в современном мире.
  • Профессиональная подготовка патронажного работника. Что должен знать и уметь патронажный работник.
  • Организация и структура патронажной службы. Документация.
  • Организация ухода за лежачим больным.
  • Организация ухода за пожилым человеком.
  • Помощь больным и престарелым в повседневной жизни.

Занятия на семинарах проводились в виде лекций и практических занятий с отработкой элементов ухода, реабилитации и массажа друг на друге. Занятия сопровождались показом различного демонстрационного материала в виде слайдов, фотографий, схем, диаграмм, материалов из книг и периодической печати. На семинарах, помимо прихожан местных храмов, присутствовали представители местных социальных служб, занимающиеся практическим уходом за престарелыми.

В конце семинаров мы проводили опрос или анкетирование и с радостью отметили, что почти у всех присутствующих изменилось отношение к патронажной работе: более глубоко воспринималась личность подопечного и его медико-социальные и духовные проблемы, шире понимались его нужды, изыскивалось больше возможностей для оказания помощи и больше находилось путей решения его проблем.

Еще одной формой нашей работы, способствующей развитию медицинского образования, является консультирование представителей епархий по таким важным вопросам организации образовательной деятельности на местах, как:

  • организация училищ сестер милосердия;
  • организация курсов по подготовке младших медицинских сестер по уходу за больными;
  • организация преподавания предмета «Духовные основы милосердия»;
  • создание учебных планов училищ сестер милосердия;
  • создание учебных программ по медицинским предметам в православном училище.

Отдельно следует сказать об издательской программе училища. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в училище начат выпуск серии учебно-методической литературы «Библиотека сестры милосердия» для распространения по регионам. В настоящее время в серии вышли три книги: «О пролежнях», «Основы медико-социальной реабилитации», «Очерки по истории общин сестер милосердия». Основная задача серии — распространение популярных медицинских знаний, необходимых для организации и проведения правильного ухода за больными и престарелыми. Планируется издание книг, посвященных вопросам ухода за пожилыми людьми, больными, перенесшими нарушение мозгового кровообращения, больными с прогрессирующими заболеваниями.

Недавно Свято-Димитриевским училищем совместно с Круглым столом по религиозному образованию и диаконии открыт Интернет-сайт по уходу за больными — www.meduhod.ru. На нем представлены советы по уходу за различными категориями больных. Эти советы касаются всех аспектов ежедневной жизни больного человека с учетом специфики его заболевания. На сайте использованы результаты собственного опыта и наблюдений сотрудников училища, опыт зарубежных партнеров училища по образовательным программам, а также материалы различных семинаров и конференций, посвященных данной проблематике.

Что вы могли бы посоветовать людям, желающим организовать училище сестер милосердия?

Хочу пожелать им помощи Божией в этих трудах, потому что без такой помощи ничего не получится. Нужно иметь очень большую уверенность в том, что на открытие такого училища есть воля Божия. Труд этот очень тяжелый. Нужны квалифицированные специалисты. Надо, чтобы был священник, который смог бы посвятить этому училищу много своего времени и сил. Нужен мирянин, готовый отдать все свои силы на постоянную заботу об этом училище.

С учетом сегодняшней ситуации в стране, мне кажется, что надо начинать с организации не училища, а отдельной группы по подготовке сестер милосердия на базе уже имеющихся региональных учебных заведений. Во-первых, не думаю, что в епархиях можно найти столько желающих стать сестрой милосердия, чтобы открывать для них целое училище. А во-вторых, создавать самостоятельное образовательное учреждение (училище) — это значит создавать огромный бумагооборот, для которого потребуется много людей, не говоря уже об административно-хозяйственной структуре и преподавателях …