Социальное служение Богоявленско-Анастасииного женского монастыря (г. Кострома)


История монастыря

По милости Божией в России наступили времена возрождения Русской Православной Церкви, возрождения традиций духовного служения Отечеству и народу нашему. Восстал из руин и Богоявленско-Анастасиин монастырь — древняя святыня Костромской земли и всей земли русской, в стенах которой хранится величайшая Всероссийская святыня, чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

Богоявленский монастырь основан в 1426 году преподобным Никитой Костромским — учеником и сродником преподобного Сергия Радонежского. В 1608 году в стенах обители просияли местночтимые святые — 11 преподобномучеников, пострадавших во время осады монастыря и явивших пример стойкости за православную веру.

В 1863 году монастырь, разрушенный вследствие пожара 1847 года и лежавший в запустении, по ходатайству игумении Марии (Давыдовой) указом Святейшего Синода был объединен с Крестовоздвиженско-Анастасииным женским монастырем и, преобразованный из мужского в женский, стал именоваться Богоявленско-Анастасииным.

Матушка игумения Мария открыла несколько учебно-благотворительных учреждений: училище для девиц из бедных семей, первую в России монастырскую лечебницу для сельского населения, фельдшерские курсы, преобразованные в 1886 году в курсы для сестер милосердия Красного Креста.

На рубеже XIX-XX веков возрожденный Богоявленско-Анастасиин монастырь стал традиционным местом паломничества для представителей царского Дома Романовых, для выдающихся церковных и государственных деятелей того времени. 19 июля 1897 года монастырь впервые посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский, а спустя 5 лет, 5 октября 1902 года после Божественной литургии отец Иоанн обратился к молящимся со словами: «Много я ездил по святой Руси, много видал храмов, но такого прекрасного, такого благолепного храма не видел».

После революции в 1924 году монастырь был закрыт. Богоявленско-Анастасиин собор был отдан под областной архив. Сильнейший пожар в соборе в 1982 г. уничтожил все фрески и кипарисовый иконостас.

21 июля 1990 года в день празднования Казанской иконе Божией Матери Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Избранного Поместным собором 10 июня 1990 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II благословил в числе первых монастырей открытие Богоявленско-Анастасииного женского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. Еще в 1989 году власти предусматривали здесь открытие музея декоративно-прикладного искусства с залом органной музыки. Проект был подготовлен архитекторами города. Но благодаря усилиями архиепископа Александра, через год собор возвратили Костромской епархии. Как о своем детище заботился Владыка о первом храме — соборе, сам возглавлял в нем реставрационные работы.

Первой настоятельницей возрождаемого Богоявленско-Анастасиина монастыря стала насельница Свято-Успенского Пюхтицкого Ставропигиального монастыря игумения Иннокентия (Травина). Пюхтицкий монастырь был основан в 1891 году монахиней  Костромского Богоявленско-Анастасииного монастыря Варварой (Блохиной), ставшей его первой настоятельницей. И уже седьмой настоятельницей Пюхтицкого монастыря игуменией Варварой (Трофимовой), воспитавшей множество настоятельниц для российских монастырей, была направлена для возрождения Костромской обители игумения Иннокентия.

С самых первых дней возрождения Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь был призван на активную социальную деятельность. В 1991 году при монастыре была организована богадельня имени святой равноапостольной Марии Магдалины, насельницами которой за почти 15-летнюю историю своего существования стали 75 человек, 30 из них почили о Господе.

В 1993 году было решено возродить добрую традицию заботы монастыря о детях: по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Высокопреосвященнейшего архиепископа Костромского и Галичского Александра при Богоявленско-Анастасиином женском монастыре был создан Детский приют имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Это был первый в новейшей истории Русской Православной Церкви церковный приют для маленьких сирот и детей, брошенных родителями.

На протяжении всего восстановительного периода монастырь принял около 1000 человек, освободившихся из мест лишения свободы. Таким людям предоставлялась гостиница для проживания, питание и медицинская помощь. В благодарность за кров и питание они принимали посильное участие в трудах по восстановлению обители.

Детский приют имени святого
праведного Иоанна Кронштадтского для детей-сирот и детей,
брошенных родителями

Окруженные постоянной заботой и любовью своих родных, мы мало вникаем в проблемы «безнадзорных» детей, хотя и сочувственно качаем головой, рассуждая на эту тему. Но когда непосредственно сталкиваемся с такими детьми, получая от них в лучшем случае поток нецензурных выражений, то стараемся не замечать, не думать о них и скорее уйти, вернее, вернуться в свой мир добра и теплоты. У современных родителей, бабушек и дедушек нет ни времени, ни сил, чтобы болеть душой за чужого ребенка, когда остро встает вопрос о воспитании, трудоустройстве и благополучии собственного возлюбленного чада.

И получается так, что бедные малютки, которые с младенческого возраста впитали только брань и разврат,  подвергались сильнейшим побоям, дышали табаком, алкогольным перегаром, токсическими веществами, питались завалявшимися в грязи полусгнившей комнаты кусками объедков, собранных на помойке, запивая зачастую все это пивом или водкой, — они не находят понимания и помощи ни у кого: ни у соседей, ни тем более у родных. И уже нет в них детской простоты, невинности, чистоты, легкости, улыбки, ласкового взгляда. Со страшной обидой и злобой на всех они выходят на улицу, попадая в более жестокий мир, борясь каждую секунду за свое нечеловеческое существование, превращаются к 10-летнему возрасту в воров, насильников, убийц с большим стажем.

Из них лишь единицы из приемника-распределителя по промыслу Божию попадают в церковные приюты и обретают здесь настоящую маму и сестер.

Таким приютом для многих детей стал Детский приют имени святого праведного Иоанна Кронштадтского при Богоявленско-Анастасиином женском монастыре, созданный в 1993 году по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Костромского и Галичского Александра. Первыми воспитанницами стали девочки в возрасте 4-6 лет с ослабленным здоровьем. Это были сироты, дети психически больных родителей, дети из семей алкоголиков и наркоманов, брошенные на свалке и оказавшиеся без родительской опеки.

Первой задачей, стоявшей перед воспитателями, было приучить детей обслуживать себя, держать ложку, умываться, одеваться, разговаривать. За свою пока еще короткую жизнь до приюта эти девочки приобрели такое количество пороков и болезней, с которым сестры не предполагали столкнуться. У детей были хронические заболевания: олигофрения в степени выраженной дебильности, нейросенсорная глухота, невротические реакции, астения и другие псхоневрологические отклонения, синдром Дауна, дневной и ночной энурез, дефекты речи, для всех отмечается задержка в умственно-психическом развитии, «болезни бедности» — дистрофия в разной степени, авитаминоз, болезни желудочно-кишечного тракта, кожные заболевания — всего не перечислишь.

Девочки были чрезмерно возбудимы, часто находились в пограничном психическом состоянии, ослаблены, апатичны. Они ни к чему не имели интереса. Все, чего они хотели — это спрятаться под кроватью, забиться в угол, обмотав себя полотенцами, кофтами, платками, мычать на своем придуманном языке, рисуя что-то пальчиками на стене и на полу, — единственное, что они умели и к чему стремились.

С Божией помощью настоятельнице Богоявленско-Анастасииного монастыря матушке игумении Иннокентии, являющейся директором приюта, и многочисленным сестрам удалось своим безмерным терпением и любовью искоренить эти привычки. Когда девочки стали обучаться в начальной школе, возникли большие трудности. Приведем несколько выписок из педагогических характеристик детей за 1997 и 1998 годы, когда дети обучались в 1 классе средней школы № 29 г. Костромы компенсирующего обучения по программе 1-3.

Людмила М. 1988 г.р. Программу 1 класса усваивает с пробелами, частые истерики, неуравновешенный характер мешают усвоению программы. Не подчиняется взрослым, не выполняет правила поведения учащихся. Самоконтроль отсутствует. Делает много ошибок, заменяет буквы, пишет как говорит, речь косноязычная. Под диктовку пишет с ошибками. Дерзит, редко бывает уравновешенной, по всякому поводу конфликтует и устраивает громогласные истерики, не взирая ни на обстановку, ни на окружающих лиц. Истерики длятся часами, авторитетов для нее не существует. Ее не пугает выход из класса, через час-другой приходит, как ни в чем не бывало, не испытывает чувства вины. Во время уроков встает и уходит, куда вздумается. Если не в настроении — может отказаться выполнять контрольную работу.

Словарный запас ограничен. Математические приемы не использует, считает по пальцам. К себе требует повышенного внимания, громко пререкается, если что-то не совпадает с ее мнением.

Уровень школьных навыков низкий. Долго плачет, замечаний не переносит и может кричать по этому поводу целый урок. Может все уроки не снимать теплого пальто. Повышенное возбуждение. Плохое внимание. Отсутствие интереса к учебе.

В своей среде относится к окружающим с повышенным чувством справедливости, зацепляется, сначала не прощает, но потом первая мирится; чувство возраста отсутствует, грубит. К различным работам относится небрежно, ленится и выполняет их выборочно, что больше нравится, умеет отказываться.

Людмила С. 1985 г.р. По характеру Люда дерзкая, властная, грубая, неуступчивая, неуправляемая, может применить силу. На уроках мало активная. Часто подсказывает слабым учащимся, выкрикивает. Самостоятельного интереса к учебе не проявляет. По заключению районной медико-педагогической комиссии, отмечается задержка умственно-психического развития ребенка (больная олигофренией). Мать Люды страдает олигофренией в степени имбецильности и умственной отсталостью, признана опасной для общества. Девочка до учебы в 29 школе училась в Нейской школе-интернате, с трудом закончила 2 класса.

В приют поступила в 9 лет мало разговорчивая, но со своим мнением и характером лидера. Единственная форма общения с младшими — носить детей на себе, причем куда Люде вздумается: под лестницу, на улицу, в класс или на кровать, укладывая спать. В школу приходила, но в занятиях не участвовала; вместо ручки держала клей, ножницы и карандаши, занималась поделками, молча приходила и молча уходила.

Если Люде что-то не нравится, она как лидер среди детей могла пойти против, серьезно мешая воспитателю.

К недостаткам поведения многих детей, кроме всего перечисленного, можно отнести рассеянность, неумение доводить до конца начатую работу, что объясняется истощением психических процессов как следствием органического поражения центральной нервной системы. И только молитва, величайшее терпение и безграничная любовь к больным детям смогли заложить в их искалеченные души основы добра.

Конечно, дети очень тяжелые: сегодня они в настроении и готовы свернуть горы, что будет завтра — не предсказать. Постоянно ожидаешь или слов «не хочу», «не буду», «ешь сама», «носи сама», «делай сама», «учись сама», или непрекращающийся плач где-то в углу, или молчание и полную неподвижность. Воспитатель делает все, что может, но не получает адекватной реакции, пока не пройдет очередной психоз. В такие минуты у них просыпаются порочные гены опустившихся родителей, вспоминается все то, что они видели, слышали, испытали, и с этой порочностью они не могут справиться, им нужно освободиться от нее, излить отрицательные эмоции на другого. Видя такое поведение, буквально задыхаешься, кажется, что все твои труды были напрасны. Выслушав нескончаемый набор бессмысленных звуков и отрывочных фраз, пытаешься, уповая на помощь Господа, с любовью в глазах, с улыбкой вывести их из этого состояния. И через час — перед тобой уже другой человек, мягкий, добрый, отзывчивый, любящий весь мир. И самое страшное, что такое поведение для них являлось нормой. Девочки не считали, что они делали что-то неправильное. В них постоянно жила обида: «Почему мне плохо, а тебе хорошо?». И она не утихнет, пока другому не станет плохо. Однако с каждым днем обстановка любви, добра, заботы, веры, самопожертвование директора и воспитателей приюта искореняли это зло.

Одна из серьезных проблем, с которой столкнулись директор и воспитатели приюта — это научить своих воспитанниц вести себя правильно: без упрямств, слез, истерик, кривляния, насмешек. Благодаря урокам у психолога и логопеда, ежедневным музыкальным занятиям дети заинтересовались пением — оно их успокаивало, дети становились мягче. Сейчас они время стараются хорошо петь. А научить петь психически неустойчивого ребенка, организовать его пение, привить любовь к пению, привести его к пониманию и достижению успеха — задача не из легких. С каждым годом дети меняются к лучшему, взрослеют: 5 марта 2005 года матушка Иннокентия написала детям во время пения: «Слава Богу — Отцу, Давшему нам жизнь. Слава Богу, что мы можем петь Ему как Ангелы!».

Что же можно сказать о них сейчас, когда первые воспитанники приюта достигли совершеннолетнего возраста? По словам лечащих врачей, совместными усилиями педагогов, воспитателей и медиков достигается положительная динамика в развитии, лечении и поведении детей. Воспитание в духе уважения и любви к ближнему позволяет уменьшить неблагоприятные последствия предыдущего негативного воспитания. Детям оказывается постоянная медицинская помощь врачей-специалистов: педиатра, нефролога, кардиолога, окулиста, невропатолога, психиатра. Иногда проводится лечение в специализированных детских стационарах города. В приюте есть оснащенный современным оборудованием стоматологический кабинет, в котором ведет ежедневный прием один из ведущих специалистов города Костромы.

Умственная отсталость и неустойчивая психика пока еще проявляются в срывах. И только Господь сможет искоренить наследственную грубость в этих душах, безвинно несущих ответ за родителей. Однако огромная работа, проводимая директором и воспитателями приюта, дала положительные результаты: дети-инвалиды научились говорить, читать, писать, петь, гравировать, готовить еду, шить, вязать, печь хлеб, освоили компьютерное дело, получили навыки ведения домашнего и сельского хозяйства.

Директор приюта — настоятельница Богоявленско-Анастасиина монастыря игумения Иннокентия всегда своей молитвой, ласковой улыбкой, теплым и любящим взглядом, добрым словом, материнским объятием, всей своей душой проникается в каждого ребенка, быстро находит к любому из них особый ключик, и поэтому в детском приюте так тихо, светло, спокойно и настолько хорошо, что его называют приютом чистоты и света. А самое главное — дети обрели настоящую семью.

И становится ясно, что не напрасны титанические труды настоятельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря по возрождению маленьких душ. Старец-монах, подвизавшийся много лет на святой горе Афон, на переживания матушки Иннокентии о своих воспитанницах сказал: «Не беспокойтесь, матушка Иннокентия, Ваши детки будут святыми. Вы привели их к Богу, Вы спасли их от гибели…». Действительно, отогреты оледенелые сердца брошенных детей, а в их глазах появился огонек радости, любви и добра.

Для полноценного проживания, обучения и развития детей в приюте создана большая материальная база. Сейчас приют располагается в двух зданиях: двухэтажном здании бывшего детского сада и на двух этажах трехэтажного жилого здания. В приюте оборудованы:

  • класс для учебных занятий;
  • класс для музыкальных занятий;
  • класс для швейных занятий;
  • класс для художественных занятий;
  • пекарня для обучения выпечке;
  • библиотека;
  • компьютерный класс;
  • медицинский пункт и изолятор;
  • умывальные и туалетные комнаты;
  • гардеробные для праздничной и рабочей одежды;
  • кладовая бытовой химии;
  • кладовая детского и постельного белья.

Для обучения и развития детей имеются разнообразные средства: телевизор, компьютеры, магнитофоны, видеомагнитофоны, видеокамеры, учебно-наглядные пособия, настольные игры и др.

Обучение и воспитание детей проводят квалифицированные и опытные педагоги и воспитатели приюта и двух костромских школ: муниципальной спецшколы №1 и общеобразовательной школы №12. Занятия с педагогами двух школ проводятся по причине различного умственного развития детей.

Успехи приюта в воспитании детей подтверждаются заключениями многих комиссий. Прокуратура Костромской области и комиссии городских школ, осуществляющих обучение воспитанниц детского приюта, неоднократно посещали приют с проверкой, и неизменно отмечали, что ни в одном интернате нет таких условий, как в Детском приюте имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Работа приюта получила высокую оценку священноначалия Русской Православной Церкви. 19 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил Детский приют орденом святого благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца.

Богадельня имени святой
равноапостольной Марии
Магдалины для престарелых и
инвалидов

Богадельня имени святой равноапостольной Марии Магдалины была организована в 1991 году, в самом начале возрождения Костромского Богоявленско-Анастасиина монастыря, по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Костромского и Галичского Александра. За 15 лет своего существования она приняла 75 насельниц, 30 из них почили о Господе.

В богадельню было принято много странниц,  которые не имели постоянного места жительства, скитаясь из одного города в другой. Часть насельниц пришла в богадельню из больниц, куда старушки поступали с переломами, различными заболеваниями, порой с увечьями после побоев. У некоторых не хватало более сил находиться в своих квартирах, где с ними бесчеловечно обращались дети, супруги, соседи.

Каждая из пожилых женщин была принята с любовью, получила надлежащий медицинский уход, а самое главное — тепло семьи, заботу, ласку, внимание. Врачи-специалисты вылечили насельниц богадельни от тяжелейших заболеваний, они встали на ноги. Всматриваясь в лица этих женщин, обиженных в прошлом своими близкими, понимаешь, что в богадельне при Богоявленско-Анастасиином монастыре они обрели человеческое понимание, любовь, заботу, всестороннюю помощь, начали радоваться каждой минуте, проведенной в тепле, в тишине, в молитве, и не чувствуют себя более одинокими, никому ненужными, брошенными и забытыми. Слава Богу, что есть самоотверженные люди, готовые пожертвовать собой ради счастья и достойной жизни тех, кто оставлен своими родными и знакомыми. Слава Богу, что есть на свете кто-то,  кому еще не безразличны судьбы обездоленных, сирых и убогих.

Настоятельница монастыря игумения Иннокентия постоянно заботится о душевном состоянии насельниц богадельни. Многие из них впервые услышали о православной вере, кто был некрещен — покрестился. Некоторые из них приняли иноческий и монашеский постриг, многие стали послушницами.

Богоявленско-Анастасиин монастырь осуществляет и другие виды социального служения. Так, на протяжении всего восстановительного периода монастырь принял около 1000 человек, не имеющих жилья, странствующих, освободившихся из мест лишения свободы. Таким людям предоставлялась гостиница для проживания, питание и медицинская помощь. В благодарность за кров и питание они принимали посильное участие в трудах восстановления обители. Многие из них впоследствии благополучно устроились на работу.

Вышедшие из мест заключения, временно получив кров и работу в обители, старались всеми силами оправдать оказанное им доверие. Многие из них крестились, стали посещать храм.

Об успехах в социальном служении  монастыря свидетельствуют многочисленные награды и благодарственные письма государственных и духовных лиц. Матушка Иннокентия за свою активную социальную деятельность на благо Церкви и народа получила более 20 общецерковных и государственных наград.

В своем обращении, посвященном 575-летию основания Костромского Богоявленско-Анастасиина монастыря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил: «На протяжении 10 лет матушка игумения Иннокентия руководит возрождением монастыря, развитием в его стенах душепопечительной и благотворительной деятельности. Прекрасный храм, в котором ныне находится главная святыня Костромской земли — чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, многочисленные насельницы монастыря, успешно действующие богадельня и детский приют — свидетельство плодотворности и Божия благословения данных трудов…».

Архипастырь Костромской епархии Владыка Александр подчеркнул большое значение Костромского Богоявленско-Анастасииного монастыря, обращаясь к настоятельнице: «…промыслом Божиим Вы были призваны нести подвиг иноческого служения на древней костромской земле. И ныне, возрождаемый Вашими трудами Богоявленско-Анастасиин женский монастырь — крупнейшая обитель Костромской епархии — вновь стал одним из духовных центров нашего города, ведущим активную просветительскую и благотворительную деятельность… По вашей доброй инициативе при монастыре возрождены благотворительные учреждения — детский приют и богадельня для престарелых…».

Град Кострома — особое место. Знамением милости Господа к верующим костромичам стало чудесное событие, продолжающееся и поныне, — мироточение 11 икон в кафедральном соборе, начавшееся 17 июля 2000 года с истечения святого мира от образа преподобного Сергия Радонежского. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий передал как драгоценный дар обители частицу Св. мощей преподобного Сергия Радонежского. И это — чудо, напоминающее о том, что упование на милость Божию и предстательство Царицы Небесной, на молитвы святых угодников Божиих в деле восстановления древней костромской святыни — истинно. Что возрождение многовековых традиций монашеского служения Богу и людям — истинно. Что необходимо продолжение великого дела — воссоздания из забвения и руин обители и возрождения душ во имя добра и мира и Славы Божией.

Мы просим откликнуться всех и помочь, кто как сможет: кто-то, твердо решив, приедет в детский приют и богадельню и найдет здесь истинное свое призвание в помощи обездоленным, сирым и убогим, разделяя с ними радость жизни, обретая самого себя в этом милосердном служении ближнему; а кто-то, своим добрым и отзывчивым сердцем проникаясь в нужды детского приюта и богадельни, внесет посильную лепту в дело воссоздания из забвения и руин обители, возрождения и спасения душ во имя добра и мира и Славы Божией.

Наш адрес: 156000, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26 (проезд с ж/д вокзала на автобусе №2, остановка «Фабрика-кухня»), тел: 8-(0942)-31-61-07, 8-(0942)-31-34-86.

Наш расчетный счет: 40703810529010102761; БИК 04346923; К/с 30101810200000000623; Костромское ОСБ 8640 г. Кострома; ИНН 4442012803.

Мы с радостью и нетерпением ждем от всех искреннего и самоотверженного участия в многовековых традициях монашеского служения Богу и людям.

Ангела-Хранителя Вам на приезд!