Детский дом в Нерехте


К идее создания православного детского дома в Нерехтском районе нас подвела сама жизнь. В начале 90-х годов численность безнадзорных детей в нашем городе, как в целом по области и стране, стала резко возрастать. Ко мне стали обращаться мои прихожане с просьбой пристроить ряд таких детей в детские дома, которых в нашей области было крайне мало и они явно не справлялись с наплывом беспризорных детей. В нашем городе Нерехте вообще не было детского дома.

В 1993 г. я всерьёз приступил к обдумыванию варианта строительства детского дома или социального приюта для детей временного проживания. По благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра начались переговоры с администрацией района, в результате которых нам выделили бывшую сельскую школу, расположенную в 4 км от города, в селе Ковалево. Местность очень красивая: аллея старинных лип, заросли манчжурского ореха и запущенный яблоневый сад. Но само здание было в ужасном состоянии: одни стены и больше ничего.

Наш проект здесь, в Нерехте, многие оценивали как безумие, а меня — как авантюриста или идиота. Однако Бог весь мир сотворил из ничего. Я верил, что если это дело Божие, то обязательно получится, не взирая ни на что. С самого начала Господь благоволил нашему начинанию и послал нам в помощь хороших друзей. Так, уже на начальной фазе проекта с нами начала сотрудничать американская общественная организация «Конгресс Русских Американцев».

Однако средств от американцев с трудом хватало лишь на транспортные расходы и на оплату труда рабочих. Что же касается строительных материалов, то я просил, где только мог, пожертвовать что-либо. Более 70 % необходимого материала было приобретено путем благотворительных акций от предприятий Костромской, Ярославской, Владимирской и Московской областей. Нам жертвовали лес, стекло, железо, цемент и т. д., и дело потихоньку двигалось. В 1995 г. наметились новые трудности. Реконструкция здания входила в завершающую стадию, а средств катастрофически не хватало. Кроме того, оказалось, что в Ковалёво полностью сгнил водопровод и необходимо бурить новую артезианскую скважину глубиной 100 м. Где найти столько денег? Где взять деньги на оборудование, мебель, содержание детей? Очень остро вставал вопрос о создании материально-технической базы, с помощью которой в дальнейшем было бы возможно самофинансирование детского дома. Эта задача требовала еще больших средств, чем те, что были затрачены. Об этом я до этого не думал. Было некогда. Первоначально вынашивался проект строительства чисто православного детского дома на базе прихода, однако реальное положение дел — эпизодическая помощь со стороны «Конгресса Русских Американцев», ограниченные возможности прихода и епархии и ряд других причин — изменили первоначальные планы. Нужна была помощь государственных структур, в частности, областного департамента образования. Я решил идти по двум направлениям: сотрудничать с государством и одновременно искать благотворителей в Москве. В Москве я связался со своим однокурсником по университету, который, имея доброе сердце, талант организатора и кипучую энергию, взялся помочь нашему начинанию. Вокруг него стал формироваться попечительский совет благотворителей. У нас завязались тесные постоянные контакты со многими общественными благотворительными фондами (среди которых Российский фонд культуры во главе с Н. С. Михалковым, нашим знаменитым кинорежиссером и общественным деятелем), предприятиями (среди которых известная Российская инновационная топливно-энергетическая компания), банками (в частности, Русский Банк Развития и др.), фирмами и производственными объединениями (среди них — Kami-Станкоагрегат) и простыми людьми, имеющими доброе и отзывчивое сердце.

В направлении сотрудничества с государственными структурами дело шло сначала не очень гладко. Областной департамент образования поначалу был против того, чтобы детский дом был православным. «Вы детей будете заставлять молиться, на колени вставать», — твердили они. «Конечно, буду! Вы ведь заставляете детей ходить в школу, хотят они того или нет, заставляете учить уроки и чистить зубы?» — «Заставляем… Но они не чистят», — был ответ. «Так и мы никого принуждать не будем. Заставлять и принуждать — разные понятия. Нет настроения молиться — не молись, но и другим не мешай». На том и порешили. Начался беспрецедентный доселе эксперимент. В экономическом плане необходимость и выгода от такого сотрудничества всем была очевидна: государство брало на себя лишь 50% расходов.

Согласно договору, учредителями детского дома выступили: Епархиальное управление Костромской области, приходской совет Преображенской церкви г. Нерехты, «Конгресс Русских Американцев» (США), Департамент образования Администрации Костромской области и Отдел образования Нерехтского района. Я стал «государственным чиновником» — Департаментом образования области я был назначен директором детдома.

Ковалёвский детский дом являет собой уникальный пример успешного сотрудничества Церкви и государства в деле спасения беспризорных детей, от которых отказались родители. Не сразу нам поверили и доверили детей. Вначале, когда еще только шло строительство детского дома, областной департамент образования все время пытался договориться со мной, чтобы после окончания стройки учреждение возглавил светский директор. Я был в принципе не против и даже присмотрел несколько кандидатур.

6-го июля 1996 г. в праздник Владимирской иконы Божией Матери детский дом был освящен нашим правящим архиереем, архиепископом Костромским и Галичским Александром. В этот же день у нас появились первые дети. Мы не отбирали их специально — к нам их направляли по разнарядке из Костромского приемника-распределителя. И вдруг, буквально за какие-то 2-3 месяца, они начинали быстро меняться у всех на глазах в лучшую сторону. Первое время нас постоянно навещали различные комиссии, которые тщательнейшим образом пытались разобраться во всём происходящем. Ни у кого не возникло сомнения в том, что детям у нас хорошо, что мы создаём для них теплую семейную атмосферу. Руководство департамента образования области стало просить меня остаться на посту директора детского дома. А после этого начали возить к нам директоров других детских домов для обмена опытом. Профессионалы в данной области прекрасно знают психологию этих детей, трудности в их обучении и воспитании. Им не надо ничего объяснять и доказывать. Они всё увидели своими глазами.

Наш опыт был признан, и через год на очередном заседании директоров детских домов и интернатов Костромской области (таких заведений больше тридцати и все — государственные) меня единодушно избрали председателем Совета директоров. Я рассматриваю это назначение как проявление возрастающего авторитета Церкви в глазах органов образования, где начинают признавать и реально оценивать ее огромные многовековые достижения и потенциал в духовно-нравственном воспитании детей.

Министерство образования России также проявило большой интерес к нашему опыту. В настоящее время в Министерстве образования РФ при отделе детских домов и интернатов создана комиссия, которая занимается разработкой концепции по реформированию всей системы детских домов и интернатов в нашей стране и регулярно проводит в этих целях семинары и круглые столы. Мы входим в состав этой комиссии и принимаем постоянное и деятельное участие в этих обсуждениях.

Цель нашего заведения — воспитание свободной, гармоничной и творческой личности гражданина и патриота, что, на наш взгляд, возможно лишь в лоне православной традиции, и свидетельством того является тысячелетняя история России. В основании всей жизни и деятельности нашего детского дома лежит православный уклад, который включает в себя обязательное чтение утренних и вечерних молитв, чтение молитв перед и после еды, регулярное посещение храма по выходным и праздничным дням, приобщение к основным таинствам Церкви — исповеди и причащению, как детей, так и педагогов.

Самым главным и определяющим фактором в деле воцерковления детей является личность педагога. В православном детском доме должны обязательно работать уже воцерковленные педагоги. Это было одним из главных требований при отборе педагогов в наш детский дом. Вторым фактором был уровень профессионализма. Но, к сожалению, найти педагогов, которые отвечали бы сразу этим двум требованиям, оказалось невозможным. Поэтому многие из наших педагогов отыскивают свою дорогу к храму вместе с детьми.

Первоначально наш детский дом был рассчитан только на 30 мальчиков, это было обусловлено стремлением создать семейную обстановку теплоты и внимания, чтобы каждый воспитанник не «потерялся» в толпе, почувствовал свою значимость и востребованность, чтобы детский коллектив не подавил личностные качества ребенка. Критерий однополого подбора детей был вызван следующими причинами. Практически все дети, за редким исключением, в прошлом имели весьма печальный жизненный опыт. У многих наших воспитанников в квартирах были самые настоящие притоны, где безобразные сцены оргий происходили на глазах у детей. Всё это, естественно, приводило к нарушениям психики. Некоторые дети на своем коротком, но печальном опыте познали разного рода извращения и насилия. При этом существенное ограничение жизненного пространства и наличие разнополых детей привело бы к весьма печальным последствиям…

Жизнь нашего дома строится на православной традиции. Здесь любое дело начинается и оканчивается молитвой. Никто здесь никого не принуждает молиться или посещать богослужения. Для ребенка, в отличие от взрослого, искалеченного материализмом, молитва — абсолютно естественное дело, а для некоторых и потребность. Главное — не мешать, уметь грамотно ответить на непосредственный детский вопрос. Не чтение нудных лекций и принуждение, а личный жизненный пример и участие педагога — вот что является основным условием православного воспитания.

Дети у нас разные. Большая часть из них была знакома с воровством, курением, площадной руганью, однако мы их не разделяли на «удобных» и «неудобных», «хороших» и «плохих». Каждый новый ребенок рассматривался нами как дар Божий, хотя, конечно, возникали серьезные проблемы по адаптации некоторых старших мальчиков. Следует, однако, отметить, что осознанное вхождение этих детей в церковную жизнь коренным образом меняло их стереотипы поведения. Особую роль здесь играет соприкосновение с Таинством, особенно с Исповедью и Причастием. Очень труден и тернист путь преображения человека. Важно не обольщать себя достигнутыми результатами и не тешить себя благочестивыми иллюзиями. Совмещение ролей духовника и директора детского дома — явление поистине уникальное, позволяющее контролировать и корректировать большой спектр ситуаций, с одним лишь ограничением: тайна исповеди не может быть нарушена никоим образом, даже косвенным действием, намеком или замечанием. Это великая тайна между страждущей личностью и милосердным Богом. Дети это поняли.

Воспитанники детского дома посещают общеобразовательную школу и детский садик в близлежащем поселке Лаврово. Мы не хотели создания своеобразного духовно-психологического «инкубатора», изолируя наших детей от мира оградой вокруг Дома. Детям придется жить в этом жестоком мире, и поэтому необходимо воспитание социального и нравственного иммунитета. Истинная ценность становится таковой, когда она выстрадана и осознана. На этом поприще существенно возрастает роль наших педагогов. В их задачу входит не только помощь в приготовлении уроков, но и правильный комментарий новой информации, приобретенной детьми в школе или на улице. Окончательный осознанный нравственный выбор должен делать сам ребенок.

Основной проблемой существующих типов детских домов является социализация детей и развитие полноценных навыков и умений, необходимых для нормальной самостоятельной жизни. Мы, к сожалению, не получили в полной мере ожидаемых результатов. Стало ясно, что при сохранении коридорно-казарменного, пусть даже «приближенного к семейному», уклада, снижением общей численности детей хоть до 20-ти человек невозможно коренным образом переменить ситуацию социальной неприспособленности наших воспитанников. А это — наиважнейшая проблема. Она не решается в государственных учреждениях, и дети, вследствие полного или частичного отсутствия социального иммунитета, по выходе из дверей детского дома прямиком отправляются в другое государственное учреждение — тюрьму. По статистике — 75 %. А если речь идет только о мальчиках, то их будет все 90 %. Очевидно, что в полной мере с решением поставленной задачи может справиться лишь семья. Поскольку искусственно создать и повторить семейную атмосферу и обстановку невозможно, мы попытались смоделировать ситуацию, максимально приближенную к реальной многодетной семье.

В начале августа 1999 года все дети были поделены на группы по 7-8 человек, обязательно разного возраста, причем с каждой отдельно взятой группой работает свой коллектив педагогов, образуя таким образом автономные «семьи». Началась интенсивная работа по перепланировке строящегося здания. Долбились стены, строились перегородки. В результате получился многоквартирный дом. Каждая семья имеет свою жилую территорию (в нашем случае — квартиру площадью около 100 кв. м.) и свой бюджет, адекватный среднему прожиточному уровню региона. В каждой квартире несколько комнат, два санузла, кухня-столовая, стиральная машина. Таким образом, сохраняя административный аппарат и сложившуюся инфраструктуру, можно в несколько раз увеличить общее количество детей, формируя все новые и новые семьи, возводя под жилье на каждую семью отдельные избы, коттеджи, либо приобретая квартиры в городе.

В заключение хотелось бы отметить, что наш детский дом явился мостиком между Церковью и государством, между разными странами, между отдельными людьми и организациями. Со всеми, кто искренне помогает нам и соприкасается с болью наших детей, происходит чудо. Люди начинают переосмысливать свои семейные отношения, учатся находить язык со своими детьми, учатся любить жертвенно. Они находят дорогу в свой собственный земной дом и учатся находить дорогу в Дом Небесный. Мы всех приглашаем соприкоснуться с чудом, открыть сердца для сострадательной любви и стать причастниками Любви Божественной.

прот. Андрей Воронин,
Директор Ковалевского детского дома,
настоятель Преображенской церкви г. Нерехты