Мы готовы делиться опытом


На сегодняшний день в России проблема наркомании, алкоголизма и тесно связанная с ними эпидемия ВИЧ-инфекции приобрели масштаб социальной катастрофы. Отношение Православной Церкви к этим бедствиям выражено в Социальной концепции РПЦ:

«Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь». (ХI.6)

Масштаб проблем наркомании и алкоголизма таков, что для их эффективного решения необходимы координированные усилия всей Церкви. Речь идет не о некоем гигантском проекте размаха коммунистических «строек века», а о необходимости действенного подхода к душепопечению и реабилитации людей, зависимых от алкоголя и наркотиков.

А еще нужен опыт и честная, не для галочки, работа.

В 1992 году была создана (и до сего дня продолжает действовать) амбулаторная реабилитационная программа «Старый Свет». Ее руководитель, Евгений Проценко, психолог по образованию, пришел в наркологию в 1986 году. Увидев, что медицина оказывается беспомощной в борьбе с алкоголизмом и наркоманией, он стал пытаться выяснить, что же можно сделать. Тщательное изучение того, что делалось в этой области в других странах, показало, что выход есть. Выход трудный, требующий реальных долговременных усилий — как от самого пациента, так и от помогающих ему в этом людей. А поскольку проблема зависимости, затрагивающая все аспекты жизни человека, имеет духовные корни, то и в ее решении по-настоящему эффективен лишь духовный подход.

Конечно, многим наркоманам хотелось бы отлежать недельку в больнице, а еще лучше — просто выпить какую-нибудь таблетку и сделаться здоровым. Еще больше такого результата хотелось бы их родственникам и окружению. Поврежденная, удобопреклонная ко греху человеческая природа порождает подобные «магические» ожидания в том числе и от медицины. Разве не то же самое всю жизнь делают люди, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками: они пытаются уйти от проблем, «решив» их мгновенно? Трудность настоящего выхода из зависимости заключается в том, что это путь, а не рецепт.

В мире уже существуют примеры решения проблемы зависимости, причем любая из успешно работающих схем реабилитации представляет собой тот или иной вариант терапевтического сообщества. То есть сообщества, где участники разбираются с личностными проблемами в тесном взаимодействии и служении друг другу, реализуя принцип «помогая другим — помогаешь себе». При этом происходят глубинные изменения личности, системы ценностей, человек лучше узнает себя, приобретает опыт осознания своих ошибок и честных действий по их исправлению. Конечно же, для христианина очевидно, что такая работа может быть успешной лишь с Божьей помощью, когда люди сознательно обращаются за ней. Надо заметить, что даже «светские» варианты терапевтических сообществ, в которых не предполагается прямое обращение к Творцу, оказываются несравнимо эффективнее традиционных медицинских или психотерапевтических подходов. Очевидно потому, что живя в таких сообществах, человек во взаимодействии с окружающими вынужден постепенно обнаруживать и решать свои наиболее глубокие проблемы, связанные со смыслом существования. А Бог, по Своему обетованию — «где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я среди них» — в таких поисках всегда приходит на помощь. Наиболее известные примеры «классических» терапевтических сообществ — системы американских общин для наркоманов «Дэйтоп», «Синанон», польские «Монары», итальянские «Ченаколо», «CEIS» и множество других. На тех же принципах (хотя и в несколько иной форме) построена работа сообществ «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы». Тот же фактор общинности помогал добиваться неплохих результатов существовавшим еще в дореволюционной России православным «обществам трезвости». Можно с уверенностью сказать, что любой из существующих сегодня подходов к решению проблем наркомании и алкоголизма эффективен настолько, насколько он явно или неявно опирается на фактор общинности, человеческой общности.

В программе «Старый Свет» использован этот известный мировой опыт, но в православном прочтении. Это означает, что главная цель такой работы — помочь людям, страдающим наркоманией и алкоголизмом, в том числе ВИЧ-инфицированным, найти Бога и смысл в своей жизни, преодолеть свою зависимость, восстановить здоровые социальные и семейные связи, приобрести навыки труда и здоровой жизни в обществе, глубже познакомиться с православной духовностью и образом жизни.

По нашему мнению, это возможно лишь через создание общинной среды, способной быть целительной почвой для реабилитации зависимости. Задачи такой среды — организовать осмысленный труд, обучение и просвещение включенных в нее людей, помочь им увидеть свое состояние как сложный комплекс греха и болезни души, тела и духа, противостоять которому можно только через возрождение души в покаянии, через обращение от греха к жизни, наполненной Божественной благодатью.

Важно познакомить зависимого с имеющимся в Церкви богатством средств духовного исцеления, чтобы затем он постепенно смог по-настоящему увидеть глубину своего падения, принял свое бессилие изменить жизнь без помощи Божией, а вслед за этим — увидел возможность обратиться к Господу за помощью, и попытался всерьез, по-настоящему сделать это. Преодолению внутренних препятствий, зачастую мешающих зависимому человеку в его отношениях с Богом, помогает работа над глубоким исследованием всей своей прошлой жизни. Результаты такого исследования ему затем надо проговорить перед Богом и кем-то из людей, которым он доверят (как правило, этим человеком бывает священник). Задачи дальнейшей работы — содействовать реабилитирующимися в избавлении с Божией помощью от их недугов и недостатков, а затем в исправлении ими причиненного себе и ближним ущерба (прежде всего — через служение). В нашем понимании реабилитации важно познакомить зависимого человека с основами православного вероучения, чтобы помочь ему сделать сознательный выбор и обеспечить возможность для его вхождения в жизнь Церкви.

Изначально предполагалось, что продолжительность реабилитационного курса в программе «Старый Свет» будет около полугода. Но по ходу работы выяснилось, что для того, чтобы начались серьезные изменения личности, переоценка ценностей, необходимо гораздо больше времени. И это должны быть не просто впустую прожитые дни, а интенсивная работа в программе реабилитации. Так, на собственном опыте, мы в очередной раз получили подтверждение факту, уже хорошо известному специалистам в других странах: для решения базовых личностных проблем, то есть проблем, связанных с искаженным отношением к другим людям, к Богу и к самим себе, нужно не менее двух лет. Психологи и специалисты в области зависимости («аддиктологи») по-разному формулируют конкретные личностные проблемы зависимого человека, но все так или иначе связывают их с искажениями самооценки, закрытостью в общении с другими людьми, страхами перед жизнью в целом и ее различными аспектами, отсутствием настоящего смысла в жизни. Понятно, что решение столь глубоких проблем невозможно найти в одночасье.

До последнего времени амбулаторная программа работала интенсивно — шесть вечеров в неделю по три часа, плюс индивидуальные консультации. В ней очень неплохо выздоравливали алкоголики, были и наркоманы, но значительно меньше. Дело в том, что даже такая степень интенсивности для большинства наркоманов недостаточна. Для наркоманов зачастую невозможно начать выздоровление без долгосрочной реабилитации в стационарных условиях — такова специфика этого вида зависимости. И здесь дело не в том, что алкоголизм и наркомания такие разные (все виды зависимости сходны по духовному и психологическому содержанию). Причины скорее социального характера: инъекционные наркоманы — это в массе своей молодежь, ребята, захваченные болезнью в период своего становления в обществе, в результате чего они просто не успели выработать навыков здорового взаимодействия с окружающими. Надо учиться ответственности, адекватному выражению эмоций, умению признавать свою неправоту, спокойно переживать успехи и неуспехи — всему тому, чем зрелый человек отличается от ребенка. Достичь таких целей в одиночку невозможно — необходимы условия постоянного — круглые сутки — взаимодействия участников, объединенных общими целями и проблемами.

Стала очевидной потребность в реабилитационном центре стационарного проживания.

И вот, с лета 2003 года при храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Ерино Подольского района Московской области начал работу мужской реабилитационный центр длительного проживания. На то время Центр представлял собой недостроенный двухэтажный дом, состоявший только из стен, крыши и пола. Интерьер составляли сложенные в кучи доски и утеплитель — минеральная вата. Поэтому реабилитанты стали строителями и благоустроителями помещения. Сейчас освоены для жилья и работы два этажа. На очереди чердачное помещение, которое планируется переделать — построить мезонин и утеплить. В сентябре прошлого года в Центре (спасибо спонсорам) заработал водопровод из вырытого собственными руками колодца, появилась канализация.

Со времени открытия Центра акцент в реабилитационной работе постепенно переместился на него. Амбулаторная программа по-прежнему продолжается, но уже в менее плотном графике — три раза в неделю, два раза из них участники амбулаторки и стационара участвуют в совместных занятиях.

Работает Центр по принципу терапевтической общины, и может принимать до девяти-десяти (в ближайшем будущем — до 18) пациентов одновременно. Самое активное участие в создании этого центра, как и в предыдущей работе Христианского общественного благотворительного фонда «Старый Свет», созданного для обеспечения реабилитационной деятельности, принимал протоиерей Евгений Генинг, бывший до недавнего времени настоятелем прихода Покровского храма. Многие другие священнослужители также деятельно участвовали и участвуют в работе «Старого Света». Это, например, нынешний епископ Венский Иларион (Алфеев), в то время бывший еще клириком московского храма св. Великомученицы Екатерины, о. Христофор Хилл из того же храма, московские и подмосковные священники Роман Сыркин, Алексий Антоновский, Кирилл Каледа и многие другие.

Процесс реабилитации в Центре состоит из нескольких этапов. Первый этап — мотивационный — начинается уже с момента обращения к специалистам Центра за помощью. Чтобы встать на очередь в Центр, желающему необходимо написать и прислать координатору Центра свою подробную «историю болезни», которая затем обсуждается на собрании всего терапевтического сообщества. По результатам этого обсуждения принимается решение о возможности приглашения данного кандидата в Центр.

Возраст большинства обращающихся в Центр от двадцати трех до тридцати лет, а разбег возрастов составляет от восемнадцати (в Центр принимаются только совершеннолетние) до сорока девяти лет.

Бывает, что желающим приехать в Центр приходится отказывать. Это, например, случается, если из того, что человек о себе пишет и говорит в предварительных беседах, видно, что его собственная мотивация к выздоровлению еще слаба (как правило, в тех случаях, когда «вылечить» свое чадо очень хотят родители или другие родственники, а чадо соглашается, лишь бы от него отстали). Иногда ситуация в Центре не позволяет пригласить человека прямо сейчас (например, когда еще недавно прибывшие, «сырые» новички не обжились, не вошли органично в жизнь сообщества), а ему объективно нужна «скорая помощь». В таких случаях мы рекомендуем человеку другие центры или реабилитационные программы, причем только те, с работой которых мы хорошо знакомы и уверены, что там действительно смогут этому человеку помочь.

Когда предварительное «добро» сообщества получено, кандидату отправляются подробные правила и условия жизни в Центре, и, если он их принимает, то его ставят на очередь. В ожидании места (а это ожидание может продолжаться не один месяц) кандидат должен регулярно, строго в назначенное время, звонить координатору, чтобы подтверждать свое решение. Смысл этого в том, чтобы в Центр не приезжали случайные, праздно настроенные люди. А когда новичок уже приехал, ему предстоит пройти еще и стадию испытательного срока, своим поведением и усердием доказывая свою готовность.

Может возникнуть вопрос: «Зачем нужен такой отбор? Да и какой наркоман сможет выполнить такие строгие условия?». Выполняют их именно те, кто готов принимать помощь, а не приспосабливаться к условиям или же пытаться приспособить все под себя. Бог создал нас свободными в выборе, а это значит, что, как бы мы ни хотели кому-то помочь, мы будем бессильны, пока человек сам не захочет меняться. И это желание должно быть честным, что не всегда просто распознать, поскольку зависимый человек склонен к лукавству с самим собой: ему может казаться, что он решил выздоравливать, но в действительности это может быть что-то иное. Например, приходит на реабилитацию наркоман, которого выгнали из дома. Пока на дворе зима, он живет в Центре и старательно все выполняет, но наступает весна — и он уходит, возвращается к прежней жизни. А нам ни в коем случае нельзя допускать, чтобы реабилитационный центр стал «домом отдыха» для желающих отсидеться и переждать, пока их проблемы «рассосутся» сами собой — если такие настроения станут преобладающими у жителей Центра, это окажется губительным для них всех.

На следующих этапах реабилитации ключевыми понятиями являются ответственность и инициатива. Если в первые годы работы центра там постоянно жил сотрудник программы — администратор, контролирующий все аспекты жизнедеятельности общины, то теперь — опять же, на собственном опыте — мы пришли к тому, что значительная степень самостоятельности полезна для выздоравливающих ребят. Роль координатора в повседневной жизни теперь выполняет один из них, являющийся «старшим по центру». Он занимается оперативным планированием работ, отвечает за соблюдение распорядка и правил проживания в общине. С ним согласовывают свои действия остальные участники реабилитации, у каждого из которых тоже есть своя зона ответственности — например, гигиена и санитария, питание, автотранспорт, инструмент, животные и т.д.

Реабилитант, успешно прошедший испытательный срок, становится новичком. Его задачей является, получив знания о природе зависимости, осознать последствия своей наркомании и сопоставить с теми целями, к которым он стремился в своей жизни. Для этого он, например, выполняет различные письменные задания, содержащие анализ своих поступков в прошлом и настоящем, реальное планирование ближайшего будущего, и т.д. Результаты такой работы затем обсуждается в сообществе. Также он должен освоить одну из рабочих функций и взять на себя ответственность за ее выполнение. На этой фазе человек должен полноценно включиться в жизнь общины. Продолжительность этого этапа обычно составляет около трех месяцев.

Если новичок выполнил все задачи своей фазы, то после обсуждения на общем собрании его переводят в «жители». Задача «жителя» — получить представление о духовных основах выздоровления и начать применять их в жизни, начиная проявлять доверие к другим людям и Богу. Обыкновенно именно на этом этапе ребята решаются (многие — впервые в жизни) начать принимать участие в богослужениях и таинствах Церкви, начинают исповедоваться и причащаться. Некоторые из них, бывшие раньше некрещеными, принимают крещение.

По времени фаза «жителя» занимает от четырех до восьми месяцев. Многие ребята, к сожалению, на этом и останавливаются. Они считают, что полученных знаний и навыков им уже достаточно, чтобы сохранять трезвость, и уходят «в свободное плавание». И, хотя большинству из них действительно удается довольно долго (от нескольких месяцев до нескольких лет) оставаться трезвыми, некоторые, тем не менее, срываются, потому что для прочной трезвости требуется продолжение серьезной работы по выздоровлению.

За четыре года деятельности центра в нем побывало около пятидесяти реабилитантов, многие из которых доныне остаются трезвыми, не употребляющими ни наркотики, ни алкоголь людьми, способными самостоятельно продолжать выздоровление. Это возможно, но вне Центра делать это неизмеримо труднее.

Хотя, надо сказать, что общее число реабилитантов, которые бы действительно серьезно отнеслись к работе по выздоровлению, пока невелико, как и число выпускников, прошедших полный курс реабилитации. Это заставляет нас постоянно искать и опробовать новые формы работы, способные пробудить в обитателях Центра более серьезное и ответственное отношение к самим себе и своему будущему.

Дважды в неделю в Центре проходят рабочие планерки с участием всех реабилитантов, консультантов и директора Центра, во время которых происходит отчет за прошедшие дни, корректируется и утверждается разработанный самими реабилитантами план работы, а также обсуждаются проблемы, в которых ребята не смогли разобраться самостоятельно.

Также дважды в неделю насельники Центра приезжают в Москву на совместные занятия с участниками амбулаторной программы. На этих занятиях в форме тренингов, лекций и бесед ребята получают необходимые знания о зависимости и путях выздоровления, причем в процессе обсуждения эти знания оживляются примерами из их собственной жизни. При этом происходит постепенное налаживание взаимодействия обитателей Центра с «внешним миром», формирование у всех участников навыков здорового, открытого и доверительного общения с другими людьми.

По воскресеньям и церковным праздникам жители Центра могут участвовать в литургии в Покровском храме. И хотя это не является обязательным, большинство жителей со временем начинают исповедоваться и причащаться. Надо заметить, что обсуждение вопросов веры в Бога, доверия Ему и необходимости вверить Ему свою жизнь лежат в основе концепции выздоровления, используемой в нашем Центре. Мы полагаем, что именно осознанное — а не суеверное, построенное на страхах — отношение человека к Богу, осмысленное вхождение в Его Церковь являются важнейшими факторами эффективности «терапевтического сообщества» и наиболее существенными условиями выздоровления.

На возникающие у ребят вопросы всегда готов ответить настоятель храма священник Андрей Дерягин. Для прихожан храма он проводит беседы о Православии, в которых обязательно участвуют и наши реабилитанты. Кроме того, специально для них уставщик Троицкого Собора г. Подольска Алексей Иванович Казаков еженедельно проводит занятия, на которых могут обсуждаться самые разные вопросы, связанные с церковной жизнью. Это способствует осознанному воцерковлению, помогает не исключать разум из этого процесса, предупреждает возникновение в еще неокрепших умах фанатизма, нетерпимости, обрядоверия, которые нередко становятся серьезными препятствиями для здоровых отношений с Богом, религией и Церковью.

Каждое утро и каждый вечер в распорядке дня Центра — общая молитва, на которой сначала читается евангельский отрывок, выбранный согласно богослужебному календарю и некоторые святоотеческие молитвы, а затем жители вслух обращаются к Богу своими словами. Молясь вместе, они день за днем преодолевают закрытость друг к другу и к Богу, что, кроме всего прочего, важно для выхода из внутреннего одиночества, которое разрушительно для любого человека, а для наркомана, алкоголика просто губительно, являясь одной из причин употребления наркотиков и алкоголя. Разумеется, эта общая молитва не исключает молитвы индивидуальной. Кто-то из жителей читает утреннее и вечернее молитвенное правило, постоянно молится в течение дня, а кто-то, кому еще не понятен смысл непрестанной молитвы и молитвенных правил, выстраивает свой личный разговор с Господом так, как он на сегодня может.

Очень важны регулярные занятия, которые углубляют знакомство участников со Словом Божьим. Они состоят в последовательном чтении и осмыслении глав Нового Завета, отрывков из святоотеческой литературы, произведений известных церковных авторов. При этом собравшиеся пытаются приложить изучаемое к своей жизни и делятся своими мыслями по этому поводу с остальными.

По окончании так называемого «базового цикла реабилитации», включающего в себя фазы «кандидата», «новичка» и «жителя», у участников есть возможность перейти на новый уровень ответственности — цикл с названием «узнай себя в служении». Этот этап необходим для понимания того, что такое качество трезвости, и его обретения через служение и глубокое исследование и осознание своих недостатков. Он делится на две фазы, условно называемые «младший брат» и «старший брат», участники которых вплотную знакомятся с понятием служения и имеют возможность попрактиковаться в выбранном служении в рамках Центра. Нам представляется очень важным донести до сознания выздоравливающих идею служения как высшей формы человеческого бытия, наполняющую жизнь истинным смыслом. В этом отношении задача реабилитации по сути — миссионерская.

Занимаясь служением, «младший брат» ежедневно занимается работой над своей «моральной биографией», переоценивает всю свою жизнь с новых позиций, приобретенных в общении с Господом и выздоравливающими людьми. Это очень серьезная работа, требующая больших усилий, честности и веры. Фаза «младшего брата» весьма продолжительна — от полугода до года.

Следующий этап — «старший брат» — по времени непродолжителен: около месяца, и является логическим итогом предыдущего: его задача — подготовить и совершить на основе произведенного исследования полную и глубокую исповедь за всю жизнь. Это важный шаг к примирению с людьми, с Богом и самим собой.

Последний цикл — ресоциализация, то есть восстановление нарушенных болезнью отношений с обществом. Чтобы осуществить этот этап в полной мере, мы начали строительство «дома на полпути» — специального общежития для выпускников Центра, в котором они, если захотят, смогут начать самостоятельную жизнь, не отрываясь при этом от поддержки Центра. Но там пока жить негде, поэтому на данный момент для участников программы ресоциализации выделена отдельная комната в Центре.

Главная задача этого этапа — составление плана дальнейшего выздоровления. В этом контексте слово «выздоровление» значит путь дальнейшего решения своих проблем, возрастания в вере и реализации себя в обществе. Для того чтобы составить свой персональный план, необходимо определить свои цели, выявить проблемы, стоящие на пути к их достижению, а затем наметить адекватные действия по решению этих проблем и выделить время для каждого из этих действий. План должен давать перспективу не менее, чем на год вперед и быть реальным для осуществления.

Выпускник «защищает» свой план на собрании сообщества. Это финал реабилитационного процесса в центре. Вместе с тем, навыки такой работы ребята начинают приобретать почти с самого начала, выполняя задания по определению своих целей и проблем, составляя «промежуточные» планы-графики по их решению, а главное — привыкая быть деятельными, ответственными и инициативными, учась открытому и доверительному общению и взаимодействию с окружающими.

Пребывание в нашем Центре полностью бесплатно для его жителей, и это — наша принципиальная позиция, поскольку для множества семей, предельно истощенных многолетними проблемами, связанными с зависимостью, любая оплата является непосильным бременем, и нередко становится непреодолимым препятствием для многих из тех, кому выздоровление более всего необходимо. В перспективе мы планируем развитие своего производства, которое сделало бы наш Центр самоокупаемым. Однако для организации такого производства нужны силы и средства, поэтому пока мы существуем на благотворительные пожертвования.

Для этого мы уделяем большое внимание к такому разделу нашей деятельности, который называется не слишком понятным для русского уха словом «фандрайзинг», что означает деятельность по привлечению средств. Эта деятельность включает в себя и планирование, и написание грантовых заявок, и привлечение волонтеров. Тем, кто занимался фандрайзингом, известно, что это отнюдь не легкое дело. Занимаясь им, человек зачастую испытывает серьезные психологические и даже духовные трудности: для того чтобы просить, надо иметь смирение и глубокую убежденность в правоте своего дела.

К сожалению, формат статьи не позволяет перечислить всех, кто не остался равнодушным к нашему делу, но мы хотели бы особо поблагодарить тех, кто регулярно помогает нам решать различные проблемы обеспечения жизнедеятельности центра. Мы выражаем глубокую признательность руководителям и сотрудникам подмосковных и московских предприятий и фирм: А.И.Хромотову (ООО «Дитарс»), В.А.Скороходову («Вагант»), Е.И.Станкову (ЗАО «Ремит»), Д.Н.Хрячкову (ООО«ГиД»), О.И.Никишанову (ООО «Русский сад-М»), В.П.Штыренко (ООО «Газ»), А.Б.Латышеву (Подольское Райпо), Е.В.Брагинцу (совхоз «Знамя Подмосковья»), С.В.Афонину (войсковая часть 55274), Н.И.Громову (завод «Подольсккабель»), Е.И. Кобзеву (СЖБИ), А.Е.Курбаншо («Кроношпан») и многим другим.

Как уже упоминалось, неподалеку от Центра мы начали строительство «дома на полпути» — специального общежития для выпускников центра. Для осуществления таких проектов нам нужна помощь, которую мы с благодарностью примем, гарантируя полную прозрачность в использовании средств перед спонсорами.

За время работы нами накоплен значительный опыт работы с зависимыми людьми. Этот опыт был нами систематизирован и подвергнут анализу (в том числе — с помощью соответствующих специалистов). Так, в частности, при подготовке 1-й Всероссийской конференции христианских специалистов в области зависимости, была организована научно-богословская комиссия, состоящая из священнослужителей различных конфессий, имеющих богатый опыт работы с зависимыми людьми, а также специалистов-практиков, в своей деятельности твердо стоящих на христианских принципах. Эта комиссия подготовила анкеты-опросники для различных реабилитационных центров, программ и других организаций, которые рассылались во все организации, координаты которых были известны. Полученные ответы (которых оказалось значительно меньше, чем разосланных анкет), были проанализированы по многим факторам. Плодом такой работы явились сформулированные комиссией принципы христианской реабилитации. Эти принципы, как и более подробный рассказ о деятельности Комиссии приведены в приложении к книге Е.Н.Проценко «Наркотики и наркомания: надежда в беде» (изд-во «Триада», Москва, 2006 г.).

Мы открыты к сотрудничеству и охотно делимся тем, что имеем. У нас в гостях и на стажировке были священнослужители и специалисты из разных городов России (Иваново, Курска, Ижевска, Астрахани и др.), а также из ближнего и дальнего зарубежья: Белоруссии, Украины, Таджикистана и даже Великобритании. Британские, точнее, Северо-Ирландские гости жили у нас в течение недели в мае этого года. Они познакомились с жизнью нашего центра, организацией работы в нем. Специалист по проблемам семьи Вилли Паттерсон провел лекции и беседы с членами общины и участниками амбулаторной программы. Один из гостей поделился своей историей освобождения от наркотиков: они употребляли их вместе с женой, и, после начального этапа раздельной реабилитации, они уже вместе продолжили выздоровление как семья. Их пригласили жить к себе в дом супруги-члены христианской общины, которая сотрудничала с реабилитационным центром. Целых полтора года они жили в этой семье и учились здоровым христианским отношениям друг с другом.

Вообще, семья во многом определяет успех в выздоровлении от зависимости, поэтому еще один важный аспект в нашей деятельности — это работа с родственниками. Она необходима, чтобы после возвращения в семью человек не столкнулся с прежними стереотипами поведения — это может привести его к новому срыву. Поэтому мы информируем родственников о необходимости менять свою систему ценностей и основанные на ней отношения в семье.

На момент выхода статьи мы ожидаем визита наших друзей и соратников с Украины, из мелитопольского монастыря — они намерены некоторое время пожить в нашей общине, участвуя во всех мероприятиях на общих основаниях, как живут выздоравливающие у нас ребята. Смысл в ознакомлении с укладом жизни Центра изнутри, чтобы применять полученный опыт у себя дома: при их монастыре уже ведется работа по реабилитации наркоманов и алкоголиков. Мы, в свою очередь, ждем от этого посещения полезного внутриобщинного взаимодействия между нашими ребятами и гостями — людьми, знающими о служении не понаслышке.

Реабилитация — это живой процесс, в котором решают свои проблемы все, кто в нем. Он может быть целителен и для пациентов, и для сотрудников, особенно если основывается на истинном служении друг другу, на готовности отдавать и учиться новому (а не поучать других и стяжать явные или тайные выгоды). И тогда мы видим, как сбываются слова Спасителя: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради меня сбережет ее» (Мф.10:38).

Недавно мы, в рамках программы «Церковь против СПИДа», спонсируемой Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), начали проект по созданию ресурсного центра с Церковно-общественным телефоном доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма (номер телефона 8-916-722-36-26, часы работы — среда и пятница с 15:00 до 20:00). Ресурсный центр будет оказывать методическую, информационную и иную поддержку тем представителям приходов и епархий, которые захотят создавать подобные центры и программы в своих регионах, при своих храмах и монастырях. Центр сможет помогать им в освоении наработанных способов анализа информации и методов эффективной работы с зависимыми, а также в воспроизведении этих методов в регионах, прежде всего — в структурах Русской Православной Церкви — в монастырях и на приходах.

Начать эту работу мы планируем проведением в Санкт-Петербурге круглого стола, на который хотим пригласить тех, кто давно работает в области христианской реабилитации зависимых, чтобы обменяться опытом, а главное — договориться о путях более эффективного и плодотворного сотрудничества друг с другом. Нам важно попытаться преодолеть возможные разногласия (или хотя бы — увидеть, что для этого потребуется в будущем). В тех же случаях, когда разногласий нет или они минимальны, очень важно договориться о конкретных шагах в совместной работе.

Подробную информацию о начатом проекте мы планируем разместить на создаваемом специально для этого Интернет-сайте.

Работа реабилитационного центра, амбулаторной реабилитационной программы, а также остальные направления деятельности Христианского общественного благотворительного Фонда «Старый Свет» отражены на сайте www.oldworld.narod.ru. Сайт сейчас реконструируется, однако многие из его разделов уже доступны.

Связаться с нами можно также по телефонам 8-926-523-6553 (понедельник, среда, пятница с 15:00 до 18:00) или 8-916-722-3626 (среда и пятница с 15:00 до 20:00), электронной почте oldworld@orc.ru или oldworld2@yandex.ru, или написав нам по адресу: 119330, Москва, Мосфильмовская улица, 15-22.

Тем, кто захочет помочь нам в реализации наших программ материально, сообщаем наши банковские реквизиты:

Для переводов в рублях:

Р/с № 40703810038250122117 в Люблинском отделении № 7977 ООО «Сбербанк России». К/с 30101810400000000225, ИНН 7707083893, БИК 044525225, код ОКПО 02751682, КПП 770201001.

Для переводов в валюте:

Beneficiary: The Old World Christian Public Charitable Foundation, a/c 40703840700011000131. Bank of beneficiary: Bank of Moscow, 15 Kuznetskiy Most, Moscow, Swift code: MOSWRUMM, a/c 400 290 190 with the JP Morgan Chase, New York, Swift code: CHAS US 33.

Руководит работой центра психолог Евгений Николаевич Проценко. Его заместитель по всем вопросам — Анна Борисовна Юрпольская, семейный консультант и руководитель недавно начатого проекта ресурсного центра с Церковно-общественным телефоном доверия. В нашей работе активное участие принимают добровольные помощники, многие из которых являются выпускниками реабилитационной программы или центра. Некоторые из этих добровольцев проходят стажировку, чтобы впоследствии стать постоянными сотрудниками Фонда, в том числе и автор этих строк.

Мы верим, что вместе с активными и неравнодушными к проблеме зависимости людьми мы сможем добиться большего, поэтому очень надеемся на взаимодействие и сотрудничество.

Артем Зернов