Социальное служение в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии


Вплоть до 1990 года, когда были приня­ты Законы СССР и РСФСР о свободе веро­исповеданий, религиозные организации в СССР, в том числе и Русская Православная Церковь, были практически лишены воз­можности осуществлять общественное и со­циальное служение, заниматься благотвори­тельностью. Однако и в советское время некоторые священнослужители, в том числе и в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии, старались оказать материальную помощь людям, попавшим в трудное положение.

О. Зосима Шевчук: «В условиях, когда за благотворительность и вме­шательство в дела общества церковным деятелям угрожало тюремное заключение, Церкви было очень трудно проводить свою работу. Но тем не менее Церковь делала свое дело не только в области религи­озной, богослужебной, но и социальной.

Помню, в 80-х годах я проживал в поселке Старая Вичуга, слу­жил в качестве алтарника в храме преподобного Сергия. Напротив церкви и доселе стоят несколько домов, огороженных общим боль­шим деревянным забором. В одном из них располагалась сторожка. Считалось, что там живет сторож, который охраняет храм. Так пред­ставлялось для властей. Но на самом деле, приезжая на крупные бо­гослужения или в воскресные дни, многие люди входили в эту сто­рожку для того, чтобы остановиться на ночь и провести один, два, три дня.

Условия для жизни там были очень сложные: в двух-трех комна­тах помещалось, бывало, до 50 человек. Кто это были? Старушки, которые приезжали из далеких сел, где зачастую они проживали в одном из нескольких сохранившихся домов и не имели никакого общения с христианами. В сторожке Старо-Вичугского храма они встречались не только на богослужении, но и вне богослужебного времени.

Верующим людям предоставлялась возможность собираться вме­сте, рассказывать истории из своей жизни, общаться, духовно сопро­тивляться атеистическому режиму, который существовал в стране, со­вершать совместные молитвы вне храмового действа. Там было уди­вительно умилительное пение ночью: старушечьи голоса стройно вы­водили мелодии того времени: и народные богослужебные редкие напевы, и духовные канты, и стихи… Церковь предоставляла им пищу, это была большая помощь, ведь пенсия некоторых старушек состав­ляла 12, 15, 20 рублей.

Я помню непередаваемую атмосферу того времени, которая уже совершенно исчезла в нашей Церкви. Это было ощущение гонимос­ти, и большинство гонимых людей были, в основном, глубокие ста­рики.

Наш владыка Амвросий, будучи священником Анатолием, тогда еще до монашества жил в селе Толпыгино Приволжского района, был настоятелем местного храма. Денег в Церкви в то время было очень много. По рассказам священников, после праздников деньги завора­чивали в простыню, поскольку такое их количество невозможно было как-то по-другому удобно упаковать.

И при этом власти запрещали Церкви реставрировать храмы, за­прещали расходовать деньги на дела благотворительности, милосер­дия, всячески способствовали воровству, коррупции в Церкви, кото­рые были возможны потому, что церковные старосты были ставлен­никами властей.

Но некоторые священники, как, например, отец Анатолий (вла­дыка Амвросий), все-таки имели влияние на финансы и могли часть денег направлять туда, куда желали.

Владыка рассказывает, как к нему пришла старушка просить по­мощи. У нее сгорел дом, и ей была необходима помощь в строитель­стве нового дома. Человеку свойственна благодарность, и, желая по­делиться своим счастьем с другими людьми, она рассказала о полу­ченной помощи, невзирая на предупреждение владыки. Это повлек­ло за собой многие проверки, а в конечном итоге могло повлечь снятие с регистрации священника и лишение его права служения. Влас­ти были настроены очень жестоко.

Аналогичная история повторилась во время моего служения в Толпыгино в последующие годы. Тогда я оказал помощь женщине при покупке дров. Сталинский террор и хрущевская «оттепель» про­шли, мы уже осмелели, поэтому я признался, что купил дрова этой женщине. Мне сказали: «Как вам не стыдно, почему вы это делаете, это обязанность государства помогать, а вы, используя средства цер­кви, чтобы привлечь людей к себе, делаете Церкви рекламу, что про­тиворечит идеологии нашего советского общества — идеология у нас не церковная, а советская». Я отвечал: «Почему же государство ей не окажет помощь?» На что получил ответ: «Вы еще антисоветчи­ной занимаетесь, вы обвиняете государство, что оно помощи не оказывает?» И это было предупреждением, что если еще раз так будет, то…»

Статья 24 нового Закона РСФСР дала религиозным организациям право осу­ществлять благотворительную деятельность как самостоятельно, так и через обществен­ные организации (фонды). Закон позволил религиозным организациям начать обще­ственное и социальное служение. С начала 90-х годов в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии начали развиваться многочисленные социальные инициативы.

В последние годы социальное служение в епархии осуществляется по целому ряду направлений: работа в больницах, организация детских приютов, помощь заключенным, раздача материальной помощи нуждающимся, организация благотворительных столовых и бесплатных обедов для неимущих, реабилитация наркозависимых и др. В целом социальным служением Право­славной Церкви на территории Ивановской области руководит секретарь Иваново-Вознесенского и Кинешемского епархиального управления ар­химандрит Зосима (Шевчук). С 1996 года он возглавляет отдел по социальному служению и комиссию по благотворительности Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии.

В Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии действуют три детских приюта: при Свято-Успенском женском монастыре с. Дунилово Шуйского района, при Никольском жен­ском монастыре г. Приволжска и при Николо-Шартомском мужском монастыре с. Введенье Шуйского района. В каждом приюте проживают и обучаются свыше 30 детей.

С 1994 года в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии проводит активную работу епархиальная тюрем­ная миссия, возглавляемая настоятелем и ду­ховником Свято-Введенского монастыря г. Иванова архимандритом Амвросием (Юрасовым). Тюремная миссия за время своего существования внесла весомый вклад в нрав­ственное воспитание и перерождение осуж­денных. На территории 11 следственных изоляторов и колоний, на­ходящихся под духовной опекой Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии, действуют храмы и часов­ни. Священнослужители епархии регулярно посещают колонии, исповедуют и причащают заключенных, служат молебны, проводят беседы с заключенными, отвечают на их вопросы. В коло­ниях пос. Талицы действуют воскресные школы. Во многих тюрьмах созданы православные библиотеки и право­славные уголки. С заключенными ведется переписка. Регулярно осуществляются по­жертвования заключенным крестиков, ико­нок, молитвословов, очков, медикаментов.

Помощь осужденным оказывается и после их освобождения. Нуждающимся выдаются продукты, деньги на проезд домой, одежда. Им предоставляется ночлег на 1-2 дня для оформления документов, и при необходимости, кратковременная работа. Свято-Введенский женский и Макариев-Решемский мужской монастыри, Николо-Георгиевский приход (с.Мугреево-Никольское) постоянно принимают осужденных по окончании срока заключения на реабилитационный период.

В рамках социального служения Цер­кви посещаются областная клиническая больница и областная клиническая психиат­рическая больница в г. Иванове, централь­ная районная больница в г. Приволжске, Ивановский НИИ материнства и детства и ряд других лечебных учреждений. В настоя­щее время рассматривается вопрос о созда­нии в г. Иванове сети больничных храмов. Несколько храмов уже успешно функциони­руют: храм в честь св. великомученика и ­целителя Пантелеймона при Ивановском об­ластном психоневрологическом интернате, храм в честь святителя и чудотворца Нико­лая при областной клинической больнице, храм при 1-й городской клинической боль­нице г. Иваново.

В епархии проводится работа по профилактике наркомании и алкоголизма и реабилитации страдающих наркоманией. В проповедях духовенства темы наркомании и алкоголизма постоянно находят место. Эти же темы постоянно поднимаются на внебогослужебных беседах и в выступлениях перед работниками органов культуры, образования и здравоохранения. Духовенством епархии оказана помощь в исцелении от наркозависимости более чем 100 гражданам и от алкогольной зависимости — примерно 300 гражданам.

Несколько приходов епархии в течение ряда лет ведут систематическую работу по реабилитации наркозависимых (Свято-Георгиевский приход с.Георгиевское Кинешемского района, Свято-Успенский приход п.Пестяки, Свято-Воскресенский мужской монастырь Ермолинской пустыни, подворье Николо-Шартомского монастыря при храме «Всех скорбящих радость» г.Иваново, Покровский приход с.Покров-Задорожье, Никольский приход с.Григорьево, Макариев-Решемский монастырь).

На праздники Рождества и Пасхи многими монастырями и приходами организуются благотворительные чаепития для детей с угощением, в которых принимает участие более 500 детей. Почти при всех монастырях и во многих приходах епархии действуют благотворительные столовые, организуется безвозмездное крещение детей в психиатрических интернатах. Подобная работа проводится Свято-Успенским мужским монастырем г. Иванова, Свято-Введенским женским монастырем г. Иваново, Свято-Успенским женским монастырем с. Дунилово Шуйского района, Никольским женским монасты­рем г. Приволжска и целым рядом других монастырей и приходов Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии.

Епархиальная комиссия по благотво­рительности организует бесплатные обеды для нуждающихся, паломников и многодетных семей при хра­мах г. Иванова и г. Приволжска; приобретает одежду и раздает ее обездоленным; привлекает и распределяет благотворительную помощь из-за рубежа. Даже после экономического кризиса в августе 1998 года Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархии, яв­ляющаяся беднейшей в России, не прекращала реализацию многих своих социальных проектов.

Клирики и миряне Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии принимают деятельное участие в работе фонда дружбы «Иваново-Ганновер». В рамках этого проекта решаются конкретные вопросы обеспечения больниц, домов пре­старелых, домов инвалидов и интернатов ле­карствами, одеждой, оборудованием. В этом епархии помогают представители евангелическо-лютеранской общины Ганновера.

Важную роль в осуществлении социальной работы в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии играют монастыри. С начала 90-х годов прошлого века возрождение социального служения шло параллельно с монастырским возрождением, и именно на базе монастырей развивались многие церковные социальные проекты. Поэтому представляет интерес более подробный рассказ о конкретных направлениях социальной работы на примере трех монастырей Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии.

Свято-Успенский мужской
монастырь города Иваново

Свято-Успенский монастырь был открыт по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 9 апреля 1998 года как монастырь с миссионерской направленностью. Целью монастыря в областном центре является проповедь слова Божия и помощь в больницах, социальных учреждениях города и области, молодежно-воспитательное и просветительское дело, окормление тюрем и разных богоугодных учреждений, а также благотворительная помощь повсеместно, всем нуждающимся. Возглавляет монастырь архимандрит Зосима (Шевчук). Ныне в монастыре проживают около 80 человек. Монастырь можно назвать «молодым», ибо большую часть насельников составляют молодые церковно-священнослужители, которые используют свою энергию не только для строительства обители, но особенно в миссионерских и благотворительных трудах.

Священнослужителями монастыря совершаются разные требы в больницах города по просьбам больных, в том числе в больницах № 1, №3 и №7. Свято-Успенский монастырь осуществляет постоянное духовное окормление областного онкологического Центра. В Центре выделена специальная комната, где могут исповедоваться, причащаться и собороваться онкологические больные. Монастырь имеет духовное попечение и над областным туберкулезным диспансером, а также и над всей противотуберкулезной службой области, которая охватывает 13 различных пунктов оказания медицинской помощи. Это и отделения для хроников, и отделения для пораженных туберкулезом детей из неблагополучных семей. Монастырь опекает также наркодиспансер, находящийся на улице Кольчугинской, где периодически проводятся беседы воспитательного и вероучительного характера с нарко- и алкозависимыми.

Свято-Успенский монастырь имеет 6 подворий. Из них главное подворье — храм Воскресения Словущего в селе Толпыгино Приволжского района. Остальные подворья, в основном, располагаются в лечебных учреждениях области. Так монастырь имеет подворье — храм Святителя Чудотворца Николая — в областной клинической больнице г. Иваново. В прекрасном храме, который располагается в административной части клинического корпуса больницы на 1-м этаже, больные, врачи, прихожане со стороны имеют возможность молиться, слушать проповеди, исповедоваться, причащаться, жить духовной жизнью и подготовиться духовно перед оперативными вмешательствами и другими медицинскими процедурами. Храм маленький и в воскресные дни не может вместить всех желающих посетить богослужения — людям приходится стоять в коридорах. Поэтому ведутся переговоры с руководством больницы о расширении храма. В храме проводятся соборования, молебны, панихиды, совершаются Крещения. Если в больнице случаются смертельные исходы, то храм совершает отпевания. Большинство этих богослужений, треб и таинств совершаются безвозмездно.

В областной инфекционной клинической больнице № 1, где содержатся больные с тяжелыми формами гепатита и на поддерживающем лечении больные СПИДом, монастырем организован храм-подворье в честь Иконы Божией Матери «Целительница», который возглавляет семейный священник отец Олег Косов. Главный врач клинической больницы — депутат Городской Думы Альпер Игорь Аркадьевич активно участвует вместе с епархией в решении ряда социальных задач, стоящих перед епархией и областными учреждениями здравоохранения. Так, стараниями Свято-Успенского монастыря больнице была неоднократно оказана благотворительная помощь в виде медицинского оборудования, продуктов питания, детских подарков, организации праздников для детей и пр.

Священники монастыря принимают участие в Крещении больных в детской реанимации, в том числе в областной клинической больнице, а также в Институте материнства и детства, где продолжается оборудование еще одного подворья монастыря — полноценного православного храма. В Институте материнства и детства священником монастыря Алексием Макаровым постоянно совершаются молебны, причащения больных, духовная подготовка перед родами, а также крещение младенцев по просьбам матерей, особенно когда дети болеют сразу после рождения.

В детских домах города Иваново священнослужители монастыря по желанию детей и руководства детских домов проводят Крещения детей. Монастырь осуществляет постоянное призрение за детьми из малообеспеченных семей, которые посещают монастырские богослужения.

В трапезной монастыря часто получают бесплатное питание многие из бедных прихожан, члены их семей, дети, лица без определенного места жительства. Большую помощь монастырь оказывает также вынужденным переселенцам.

Нуждающиеся люди, которые обращаются в монастырь за материальной поддержкой, неизменно получают одежду, продукты и медикаменты.

Свято-Успенский женский
монастырь с. Дунилово Шуйского района

Свято-Успенский женский монастырь в с.Дунилово основан в конце XVII века в царствование Петра Великого при Патриархе Адриане. Основатель монастыря — боярин Федор Абрамович Лопухин. Село Дунилово было пожаловано ему Царским двором по случаю бракосочетания его дочери Евдокии и Государя Петра Алексеевича. На средства Федора Абрамовича в живописной пойме р.Тезы на краю Дунилова была построена Успенская общежительная мужская пустынь. Оба храма пустыни были деревянные, освящены в честь Успения и Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1764 году, в царствование Императрицы Екатерины II, по церковной реформе, Успенская Пустынь, как небольшая и небогатая была упразднена. Скудное имущество передали Дуниловскому Благовещенскому женскому монастырю, а деревянные храмы и строения вскоре были сожжены.

В начале XIX века на месте закрытой пустыни были отстроены два каменных приходских храма с теми же престолами. Летний Успенский храм был закончен в 1819 году, а зимний Покровский в 1848.

С середины прошлого века попечителями этих храмов были купцы династии Семена Ивановича Балина. Это были крупные фабриканты, славившиеся на весь край своей деловитостью, предприимчивостью и особенным благочестием. Сам Семен Иванович несколько лет был попечителем и старостой Успенской церкви. Внук Семена Ивановича Асинкрит Яковлевич Балин отстроил и содержал при Успенском приходе две женские богадельни — деревянную и каменную на 48 душ. А сыновья его Александр и Владимир Асинкритовичи открыли здесь в 1892 году школу грамоты для крестьянских детей.

К этому времени с. Дунилово являло собой уникальный уголок русской духовной культуры, истинную ее жемчужину. На Руси деревню, в которой стоял один храм, именовали уже селом. В Дунилове же красовались церковным благолепием и освящали землю молитвой не один, а 12 храмов. Шесть из них в разные времена своей истории принадлежали святым обителям, которых в Дунилове было три.

События 1917 года прервали благодатную жизнь Дуниловской земли. Все храмы, в том числе Покровский и Успенский, были закрыты.

В 1991 году, по благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия, на месте бывшей Успенской Пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. Настоятельницей монастыря была назначена игумения Ольга, принявшая монашеский постриг в монастырском храме Покрова Пресвятой Богородицы.

Начинать возрождение обители пришлось среди разрухи и неустройства. Оба храма требовали огромной реставрации. Хозяйственные постройки были полуразрушены, отопительная система — разморожена. На всей территории нашлись лишь два небольших домика, пригодных для жилья. Никакой ограды, кроме покосившегося забора не было.

Все многочисленные реставрационные работы велись в обители наряду с не менее сложными работами по налаживанию хозяйства и быта сестер. В 1992 году началось восстановление келейного корпуса, в 1994 году построено новое овощехранилище (старое хранилище рухнуло в самый день окончания строительства), с 1996 году строится новая ферма, с 1997 года — зернохранилище. За прошедшие годы восстановлен  келейный корпус, отстроены здания складов, гаражей, пошивочной мастерской, монастырской больницы. Монастырь обнесен оградой с угловыми башенками. Лицо обители совершенно преобразилось.

Обстоятельства нашего трудного времени вынуждают многих бедствующих людей обращаться за помощью в монастыри. Это побудило игуменью Ольгу испросить благословение Высокопреосвященнейшего Архиепископа Амвросия принимать в обитель на воспитание брошенных детей. Первые три девочки появились в монастыре в 1992 году. В настоящее время при обители действует детский приют на 35 человек.

Построен отдельный благоустроенный дом в глубине монастыря, где девочки живут вместе с сестрами-воспитателями. Учатся дети в монастырской гимназии. Гимназия имеет лицензию Управления образования и выдает аттестаты наравне с государственными школами. Но есть и свои отличия. Классы здесь небольшие, по 3-5 человек. В гимназии ведется расширенное и углубленное преподавание гуманитарных дисциплин, изучается история христианской культуры, история Церкви, церковное славяноведение, иконопись, пение и музыка, основы медицинской подготовки, переплетное мастерство и даже золотое шитье. Все воспитанницы прекрасно читают по церковно-славянски и поют в церковном хоре. Для детей приобретены персональные компьютеры, оборудо­ван компьютерный класс. При гимназии есть детский музыкальный театр и хор, дети выезжают со своими концертами в Шую, Иваново и Москву.

Дети в обители окружены большой заботой и любовью. Все делается для того, чтобы девочки выросли здоровыми, крепкими, умелыми. Благодатный уклад монастырской жизни, дух любви, царящий в этих стенах, формируют в детских душах чистый нравственный идеал, стремление к добру и святыне.

Наряду с иконописной мастерской в монастыре организована и золотошвейная мастерская. Возвращаются к жизни традиции древнего изысканнейшего искусства. Сестры и дети вышивают иконы, плащаницы, церковные облачения. При монастыре, действуют воскресная школа, библиотека для сестер и прихожан.

Свято-Никольский женский
монастырь

Никольский женский монастырь образован по Указу Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в апреле 1998 года. В центре монастыря расположен собор Николая Чудотворца, который был выстроен в 1779 году. Это великолепное строение, которому по своей красоте не было равных в округе. Колокольня в шатровом исполнении и высотой 25 саженей была видна за десятки километров.

В октябре 1939 года, после окончания празднования престольного праздника — Покрова Пресвятой Богородицы (боковой придел), храм был закрыт, колокола сброшены, иконы сожжены, духовенство репрессировано. Храм был превращен в склад на долгие годы, и местные власти не собирались отдавать его Церкви. Но Господь распорядился иначе. В мае 1989 года в день памяти Святителя Николая шаровая молния ударила в колокольню, и она рухнула, разрушив своды храма. Склад был срочно эвакуирован, остатки храма были переданы Церкви. Осенью 1989 года, в день Престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, спустя ровно 50 лет, в храме возобновились богослужения, была отслужена первая Божественная Литургия.

Мы верим, что Покров Божией Матери, молитвенная помощь Святителя Николая Чудотворца и новомучеников Российских спасли этот собор от окончательного разорения и помогли воссоздать его. В 2000 году, благодаря поддержке московских благодетелей, была завершена реставрация точной копии колокольни.

В 1997 году в городе Приволжске Ивановской области была образована Православная женская гимназия и приют. Свою деятельность гимназия начала с получения Лицензии на образовательную деятельность от Областного отдела образования. С первого года своей работы гимназия была ориентирована на помощь детям из малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей, учитывая имевшуюся уже в то время всеобщую безработицу и нетрезвый образ жизни взрослых. В 1997 году обучение началось с одного первого класса, и с каждым годом число учащихся росло, производился набор каждую осень в первый класс. С каждым последующим набором среди приходящих детей выявлялись дети, не имеющие возможности жить дома, совместно с родителями.

Как правило, за этих детей ходатайствовали районные органы опеки, или просто соседи с улицы. В настоящее время обучение и воспитание в Православной женской гимназии получают 57 девочек от 6 до 14 лет, самые старшие учатся в 7-м классе, на следующий год соответственно появится 8-й класс. В приюте при монастыре проживают 20 детей, самым маленьким по 3 года, на обеспечении монастыря находятся 2 девушки-инвалида из Московской и Смоленской области. Гимназия и приют осуществляют свою деятельность исключительно за счет средств Свято-Никольского монастыря и благотворителей. В декабре 2002 года гимназия успешно прошла аттестацию и аккредитацию, подтвердив тем самым, что обучение в ней соответствует образовательным стандартам РФ.

Дети, обучающиеся в гимназии, получают полноценные знания по всем основным и дополнительным предметам, как в общеобразовательной школе, но с дополнением церковных дисциплин: Закон Божий, история Церкви, хоровое пение и рукоделие.

На Пасху и на Рождество, а также перед Великим Постом в здании гимназии проводятся праздничные вечера и утренники для гостей и благодетелей, которые в общей сложности собирают более 1500 человек. Обычно эти вечера и утренники сопровождаются выступлениями детей по случаю праздников, чтением духовных стихов, исполнением духовных песнопений, кантов, театральными постановками.

Старшие воспитанницы гимназии и приюта оказывают помощь сестрам монастыря в сборе и заготовке лекарственного сырья. Так, например, на землях монастырского подворья сестрами и детьми в 2003 году было выращено и заготовлено 1,5 тонны в сухом виде лекарственной календулы, из дикорастущих было собрано 300 кг пижмы и 100 кг зверобоя. Заготовленное сырьё было сдано на фармацевтическую фабрику города Иваново и во Всероссийский Институт лекарственных растений города Москвы, с которыми заключены договора на поставку лекарственного сырья.

Так сложилось, что прирастающая с каждым годом гимназия уже полностью занимает монастырское здание (выкупленный в 1996 году хозяйственный магазин возле храма), в котором оборудованы небольшие учебные классы, библиотека, медицинский кабинет. Но этого здания недостаточно, и сейчас остро обозначилась проблема с дальнейшим размещением классов. Несколько лет назад монастырь принял решение начать строительство дополнительного здания для гимназии и приюта. Новое здание по проекту вмещает в себя спортивный зал, большую столовую, профильные кабинеты (физики, химии, труда). На сегодняшний день имеется вся проектно-сметная документация, полностью заложен фундамент, но этого, к сожалению, недостаточно, чтобы хотя бы начать строительство, так как нет строительных материалов и средств на оплату строительных работ.

Помимо обеспечения работы гимназии и приюта Свято-Никольский монастырь осуществляет социальное служение по ряду направлений. Монастырем организовываются на святках встречи с инвалидами детства, инвалидами труда в здании гимназии. Всего на этих встречах бывает до 50 человек. Все эти встречи, утренники, вечера проходят с чаепитием, раздачей подарков и беседами о молитве.

Священнослужитель монастыря иеромонах Аввакум (Серов) духовно окормляет районную больницу г. Приволжска. Он беседует с больными в палатах, совершает крещения, исповедует и причащает больных, соборует их накануне операций. В больнице для этих целей выделена специальная комната. О. Аввакум также регулярно посещает интернат для престарелых в г. Приволжске и осуществляет духовное окормление живущих там людей.

В ПТУ, где обучаются и проживают сироты, монастырь раздает в большом количестве одежду, которая поставляется по международным каналам гуманитарной помощи из Голландии, Германии, Франции и Польши.

На все школьные каникулы постоянно организуются православные лагеря для молодежи. В осенние, весенние и зимние каникулы в течение всего каникулярного времени в монастыре находится до 20 детей со стороны, сирот из интерната для слабослышащих (село Хреново Вичугского района), которые дисциплинированно посещают богослужения, участвуют в монастырской жизни. С ними работают православные воспитатели, православные педагоги и психологи, проводятся Таинства Исповеди и Причащения. Девочки постигают основы православного богослужения, разучивают православные песнопения, православные театральные постановки.

Во время летних каникул в лагерях принимает участие около 200 девочек, которые приезжают из г. Приволжска и г. Иваново, а также из разных приходов Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии и из Москвы, Санкт-Петербурга, из социальных учреждений области. В среднем во время летних каникул, посменно, в детских девичьих лагерях пребывает одновременно по 20-30 человек.